Сколиоз позвоночника и мышечный дисбаланс. Причины и способы исправления. Советы по укреплению мышц спины у детей

26 апреля

Рис.1 Норма

Безусловно, иметь тренированные мышцы, окружающие позвоночник, лучше, чем слабые, однако есть ряд вопросов, которые позволяют посмотреть на это утверждение под другим углом. Во-первых, почему периодически спина болит у тех, кто занимается спортом высших достижений? Об этих людях не скажешь, что у них «слабые» мышцы. Во -вторых, что делать тем, у кого боли в спине это всего лишь еще одна проблема в череде других заболеваний, особенно, таких как заболевания сердца, сосудов, гипертония, тромбофлебит? Ведь любое увеличение интенсивности нагрузки, которым сопровождается силовой тренинг, может привести ухудшению состояния и обострению заболевания? И в-третьих, насколько корректно связывать боли в спине с величиной нагрузки, оказываемой физическими упражнениями на организм?

Давайте попробуем разобраться в этой проблеме и рассмотреть её с разных сторон. Прежде всего необходимо знать, вследствие чего возникает боль, или как говорят в медицине, этиологию. Дело в том, что боль в спине может быть как следствием остеохондроза, межпозвоночных грыж, заболеваний суставов позвоночника, воспалений в мышцах и сухожилиях, опухолей, так и следствием проблем внутренних органов: сердца, почек и пр. Этот перечень можно продолжать и дальше, более того, в ряде случаев локализация боли воспринимается людьми одинаково, однако первопричина её происхождения может существенно различаться. Поэтому вывод первый: точный диагноз врача - специалиста является основой выбора средств и методов двигательной активности.

Одной из самых распространенных проблем позвоночника в век высокоскоростного интернета и космического туризма является остеохондроз. Научные труды и публикации ученых изобилуют статистическими данными о том, что остеохондроз есть практически у каждого человека после 30 лет, не говоря уже о профессиональных спортсменах, которые в погоне за результатами подвергают свой опорно-двигательный аппарат колоссальным испытаниям, вследствие чего легко расстаются с частью своего здоровья, меняя его на медали, звания и грамоты. Остеохондроз – заболевание позвоночника, сопровождающееся структурными изменениями межпозвоночного хряща и тел позвонков, с последующим образованием костных наростов (остеофитов). Впоследствии костные наросты, увеличиваясь в размерах, вызывают сужение (стеноз) межпозвоночного канала и начинают оказывать давление на нервные корешки, которое усиливается при смещении позвонков относительно своего анатомического положения (Рис 2.).

Рис. 2 Стеноз межпозвоночного канала вследствие разрастания остеофитов

Именно в моменты, когда происходит даже незначительное, но резкое смещение позвонка, давление на нервные корешки спинного мозга увеличивается, что, судя по всему, не было предусмотрено «создателем», так как любое сдавливание клеток нервной системы (нейронов) расценивается организмом как возможная «угроза биологической целостности», и он, естественно, вынужден рефлекторно защищаться. Действенным методом, который использует человеческое тело, способным быстро ограничить движение в любом суставе, является боль.

По определению физиологов, боль – это психофизиологическое состояние человека, отражающее важнейшую интегративную функцию организма, которая мобилизует разнообразные системы его защиты от воздействия повреждающего фактора (Анохин П.К., Орлов Н.В., Ерохина Л.Г., 1976). Легкая боль – это сигнал о том, что какая-то «деталь» в организме дает сбои. Острая, резкая боль – это уже не сигнал, а информирование о том, что «деталь» близка к серьезной «поломке», либо, что еще хуже, уже «сломалась». И чем больше такого рода «поломка», тем, естественно, боль сильнее и ощутимее. Таким образом, сделаем второй вывод: боль это сигнал о том, что в организме не все в порядке, а постоянная, не проходящая боль – это повод обратиться к врачу. Другим действенным способом, который использует организм, чтобы предотвратить дальнейшее смещение позвонков, является спазм околопозвоночных мышц, что создаёт естественную мобилизацию вокруг позвонков.

Отсюда вытекает третий вывод: повышенный тонус мышц вокруг позвоночника является признаком нарушения анатомического положения сегментов позвоночника и предвестником повреждения, следующим сигналом может быть уже боль. Итак, из вышесказанного следует, что изменение анатомического положения позвонков может являться причиной увеличения компрессии нервных корешков остеофитами, образуемыми вследствие остеохондроза, и, соответственно, вызывать боль в спине, в мышцах и органах, которые иннервируются данным корешком, – так называемую боль неврологического характера.

Следовательно, обеспечение анатомического положения позвонков (стабилизация) в повседневной, трудовой и спортивно-оздоровительной деятельности является необходимым условием нормального функционирования всего организма в целом и залогом отсутствия обострения заболевания.

Хотелось бы отметить, что процесс реабилитации человека, имеющего заболевания или травмы, подразумевает не только максимальное восстановление анатомической целостности и функций систем и органов, но и восстановления качества жизни. Более того, в ситуациях, когда полностью восстановить структуру и функции не возможно, консервативные средства и методы, направленные на минимизацию факторов, способствующих повторным обострениям заболевания и усугублению проблемы, выходят на первый план. За рубежом давно получила распространение система под названием «Школа спины», участники которой получают навыки повседневной двигательной активности в условиях имеющихся проблем позвоночника.

Таким образом, на проблему двигательной активности в целом, и необходимых физических упражнений в частности, при остеохондрозе необходимо смотреть со следующих позиций: Двигательная активность и физические упражнения должны способствовать поддержанию нормального уровня функционирования всех систем организма для полноценной реализации жизненных задач, стоящих перед человеком в пределах его бытовой, трудовой, спортивной деятельности, т.е. его социума.

Для чего традиционно применяются аэробный и силовой тренинг, стретчинг, и т.д. Однако при реализации этих программ необходимо учитывать ряд правил: Во время двигательной активности необходимо ограничить или исключить ударные нагрузки на позвоночник, такие как бег, прыжки и т.д., так как повторяющаяся ударная сила на пульпозное ядро межпозвоночного диска будет выдавливать его в сторону, что в условиях дегенеративных изменений самого межпозвоночного хряща может привести к протрузиям и межпозвоночным грыжам.

По той же причине при выполнении физических упражнений необходимо ограничить или исключить - в зависимости от состояния позвоночника - осевые нагрузки на позвоночник более чем 3 кг, для чего используются исходные положения лежа, сидя, полулежа на наклонной поверхности, занятия в воде и т.д. Во время занятий, направленных на развитие подвижности в суставах, необходимо ограничить чрезмерные сгибания, разгибания и растягивания позвоночника, так как такого рода упражнения (мостик, плуг, свободные висы на перекладине и т.д.) способствуют растягиванию околопозвоночных связок и, как следствие, дестабилизации позвонков относительно друг друга.

В случае имеющегося болевого синдрома программа физических упражнений должна включать ряд специальных упражнений, разработанных строго индивидуально и направленных на ликвидацию последствий компрессии нервных корешков. Например, постизометрическая релаксация спазмированных мышц, разгрузка и вытяжение позвоночника на специальных устройствах, рефлекторно-сегментарный массаж, способствующий улучшению трофики тканей и органов, иннервируемых данным корешком. Обучение человека навыкам стабилизации позвоночника в условиях возникновения внешних и внутренних сил, способных привести к смещению позвонков, увеличению компрессии на нервные корешки и, следовательно, появлению или увеличению болевого синдрома. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что человек который «жалеет» спину, вместо того чтобы повысить качество жизни, наоборот, снижает его, приобретая плохое кровоснабжение мышц, окружающих позвоночник, уменьшение их функциональных возможностей и т.д.

С другой стороны, тренировка поверхностных мышц сгибателей и разгибателей при их «закачке» носит амплитудный характер, что также приведет обострению проблемы, так как такого рода движения не возможны без смещения позвонков. Где же решение проблемы? В формировании и закреплении навыка стабилизации анатомического положения позвоночника за счет совершенствования межмышечной координации, с последующим его переносом на двигательную активность в быту, работе, занятиях спортом. Тестирование Для того чтобы понять, что такое навык стабилизации, попробуйте сделать тест для оценки навыка стабилизации позвоночника при изометрическом напряжении. Для этого лягте на спину, согнув ноги в коленном суставе под углом 90 градусов. Стопы расположите на полу на ширине плеч. Руки лежат на полу вдоль туловища. Под поясницу положите свернутую вдвое манжету обычного механического тонометра для измерения давления (Рис. 3 А).

Оценка навыка стабилизации позвоночника при изометрическом напряжении.

Рис. 3 А

Накачайте подушку до 40 мм рт. ст. и на выдохе напрягите мышцы всего тела с интенсивностью 60-80% от максимально возможного, постепенно увеличивая напряжение. Критерием достижения напряжения свыше 60-80% является задержка дыхания. Сохранение давления в подушке в интервале 30-50 мм рт.ст. во время напряжения, свидетельствует о наличии навыка стабилизации позвоночника (Рис. 3 Б).

Рис. 3 Б

Если же произошло увеличение давления на подушку, что выражалось в смещении стрелки манометра в большую от 40 мм рт. ст. сторону, это значит, что во время напряжения было уплощение поясничного лордоза. В таком случае можно говорить о наличии функциональной мышечной асимметрии вследствие отсутствия межмышечной координации между прямой мышцей живота и мышцами разгибателями позвоночника или из-за сниженного тонуса мышц разгибателей позвоночника (Рис. 3 В).

Рис. 3 В

Если же было уменьшение давления на подушку, что выражалось в смещении стрелки манометра в меньшую от 40 мм рт. ст. сторону, это означает, что происходило увеличение поясничного лордоза. В таком случае можно говорить о наличии функциональной мышечной асимметрии вследствие отсутствия межмышечной координации между прямой мышцей живота и мышцами разгибателями позвоночника или из-за сниженного тонуса прямой мышцы живота (Рис. 3 Г).

Рис. 3 Г

После этого попробуйте повторить тест с контролем манометра. Если у вас получится сохранять давление в пределах 30-50 мм рт.ст. при зрительном контроле циферблата манометра, это значит: у вас есть так называемое «умение» стабилизации позвоночника, наличие которого существенно сократит время приобретения навыка стабилизации.

Насколько это важно?

Дело в том, что при возникновении ситуации, когда происходит одномоментное изометрическое напряжение мышц вторичных стабилизаторов, например, при попытке сохранения равновесия на скользкой поверхности, отсутствие межмышечной координации не позволит сохранить физиологические изгибы и отдельные сегменты позвоночника в анатомическом положении, обеспечение которого при наличии неврологических заболеваний позвоночника, как уже указывалось ранее, является важным фактором для обеспечения качества жизни и предотвращения обострения заболевания.

Выводы:

Безусловно, стабилизационные упражнения не излечат от остеохондроза, как, впрочем, и другие физиотерапевтические средства, однако они дадут возможность полноценно жить и радоваться возможности двигаться.

Первые движения крохи происходят благодаря мышечно-суставному чувству, при помощи которого ребенок еще задолго до появления на свет определяет свое место в пространстве. На первом году жизни мышечно-суставное чувство дает ребенку мощный стимул для развития. Именно благодаря ему кроха учится совершать сознательные движения (поднимать голову, тянуться за игрушкой, переворачиваться, садиться, вставать и т.д.). И основной характеристикой мышечного скелета новорожденных является тонус.

Тонус бывает разный

Прежде всего необходимо разобраться, что же такое мышечный тонус и что считать нормой. Даже во сне наши мышцы не расслабляются полностью и сохраняют напряжение. Это минимальное напряжение, которое сохраняется в состоянии расслабленности и покоя, и называют мышечным тонусом. Чем ребенок младше, тем выше тонус — это связано с тем, что сначала окружающее пространство ограничивается маткой, и ребенку нет необходимости совершать целенаправленные действия. В позе эмбриона (с плотно прижатыми к туловищу конечностями и подбородком) мускулатура плода находится в сильном напряжении, иначе ребенок просто не поместился бы в матке. После рождения (в течение первых шести-восьми месяцев) мышечный тонус постепенно ослабевает. В идеале тонус мышц у двухгодовалого малыша должен быть приблизительно таким же, как у взрослого человека. Но практически у всех современных младенцев наблюдаются проблемы с тонусом. Плохая экология, осложнения в период беременности, стрессы и ряд других неблагоприятных факторов провоцируют нарушение тонуса у новорожденных. Существует несколько наиболее распространенных нарушений мышечного тонуса.

  • Повышенный тонус (гипертонус).

    Ребенок кажется напряженным и зажатым. Даже во сне малыш не расслабляется: его ножки согнуты в коленях и подтянуты к животу, ручки скрещены на груди, а кулачки стиснуты (часто в форме "фиги"). При гипертонусе ребенок с рождения хорошо держит голову из-за сильного тонуса затылочных мышц (но это не есть хорошо).
  • Пониженный тонус (гипотонус).

    При пониженном тонусе ребенок обычно вялый, мало двигает ножками и ручками и долго не может держать голову. Иногда ножки и ручки ребенка разгибаются в коленных и локтевых суставах более чем на 180 градусов. Если вы выложите ребенка на живот, то он не сгибает руки под грудью, а разводит их в стороны. Ребенок выглядит обмякшим и распластанным.
  • Асимметрия мышечного тонуса.

    При асимметрии на одной половине тела тонус выше, чем на другой. В этом случае голова и таз ребенка повернуты в сторону напряженных мышц, а туловище изгибается дугой. Когда ребенка выкладывают на живот, он заваливается всегда в один бок (где усилен тонус). Кроме того, асимметрию легко обнаружить по неравномерному распределению ягодичных и бедренных складок.
  • Неравномерный тонус (дистония).

    При дистонии сочетаются признаки гипер- и гипотонуса. В этом случае у ребенка одни мышцы чересчур расслабленны, а другие чересчур напряжены.

Диагностика мышечного тонуса

Обычно сразу после родов врач на основании визуальных диагностических тестов выявляет нарушения тонуса и двигательной активности новорожденного. Кроме того, у всех грудничков присутствуют так называемые "остаточные" (позотонические) рефлексы, по которым также можно определить нарушения мышечного тонуса. В принципе вы и сами можете проверить, как у ребенка обстоят дела с тонусом. Вот несколько основных тестов, которые позволяют определить отклонения в развитии мышечного тонуса и позотонических рефлексов новорожденного.

  • Разведение бедер.

    Положите ребенка на спину и осторожно попробуйте разогнуть ножки и раздвинуть их в разные стороны. Но не применяйте силу и следите, чтобы ребенку не было больно. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление. Если ноги у новорожденного без сопротивления полностью разгибаются и легко разводятся в разные стороны — это свидетельство пониженного тонуса. Если сопротивление слишком сильно и при этом ноги ребенка перекрещиваются — это признак гипертонуса.
  • Присаживание за руки.

    Положите ребенка на спину на твердую ровную поверхность (например, на пеленальный столик), возьмите за запястья и плавно потяните на себя, как бы усаживая его. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление к разгибанию рук в локтях. Если ручки ребенка разогнулись без сопротивления, а в положении сидя живот сильно выпячен вперед, спина округлена, а голова отклонена назад или опущена вниз — это признаки пониженного тонуса. Если вам не удается отвести руки ребенка от груди и разогнуть их — это, наоборот, свидетельствует о гипертонусе.
  • Шаговый рефлекс и рефлекс опоры.

    Возьмите малыша вертикально под мышки, поставьте его на пеленальный столик и слегка наклоните вперед, вынуждая его сделать шаг. В норме ребенок должен стоять, опираясь на полную стопу с расправленными пальцами на ногах. А при наклоне вперед ребенок имитирует ходьбу и не перекрещивает ноги. Этот рефлекс постепенно угасает и к 1,5 месяцам практически исчезает. Если у ребенка старше 1,5 месяцев этот рефлекс сохраняется — это свидетельство гипертонуса. Также на повышенный тонус указывают поджатые пальцы на ногах, перекрещивание ног при ходьбе или опора лишь на передние отделы стопы. Если вместо того, чтобы стоять, новорожденный приседает, делает шаг на сильно согнутых ногах или вообще отказывается ходить — это признаки пониженного тонуса.
  • Симметричный рефлекс.

    Положите ребенка на спину, просуньте ладонь ему под затылок и осторожно наклоните голову малыша к груди. Он должен согнуть руки и разогнуть ноги.
  • Асимметричный рефлекс.

    Положите ребенка на спину и медленно без усилия поверните его голову к левому плечу. Ребенок примет так называемую позу фехтовальщика: вытянет вперед руку, разогнет ногу слева и согнет правую ногу. Затем поверните лицо ребенка в правую сторону, и он должен повторить эту позу только в противоположную сторону: вытянет вперед правую руку, разогнет правую ногу и согнет левую.
  • Тонический рефлекс.

    Положите ребенка на спину на твердую поверхность — в таком положении у новорожденного повышается тонус разгибателей, он старается распрямить конечности и как будто раскрывается. Потом переверните ребенка на живот и он "закроется", подтянет под себя согнутые ручки и ножки (на животе усиливается тонус сгибателей).
    В норме симметричный, асимметричный и тонический рефлексы выражены умерено и постепенно исчезают к 2-2,5 месяцам. Если у новорожденного отсутствуют эти рефлексы или слишком слабо выражены — это свидетельствует о пониженном тонусе, а если к трем месяцам эти рефлексы сохраняются — это признак гипертонуса.
  • Рефлексы Моро и Бабинского.

    Внимательно понаблюдайте за ребенком. При перевозбуждении он должен разбрасывать ручки в стороны (рефлекс Моро), а при раздражении (щекотании) подошв ребенок рефлекторно начинает разгибать пальцы на ногах. В норме рефлексы Моро и Бабинского должны проходить к концу 4-ого месяца.

Если мышечный тонус и связанные с ним рефлексы не претерпевают соответствующих возрасту малыша изменений — это весьма опасный сигнал. Не стоит надеяться на пресловутое "авось" и ждать, что проблемы с мышечным тонусом пройдут сами по себе. Нарушение тонуса и развития рефлексов часто приводит к задержке двигательного развития. А при сильном отклонении от нормы речь идет о возможном формировании заболеваний нервной системы, начиная от судорог и заканчивая (ДЦП). К счастью, если врач диагностирует нарушение тонуса при рождении (или в первые три месяца), угрозу развития тяжелых заболеваний можно предотвратить при помощи массажа, ведь на первом году жизни нервная система обладает огромным восстановительным потенциалом.

Исцеляющий массаж

Лучше всего начинать массаж, когда малышу исполнилось два месяца. Но прежде необходимо показать ребенка трем специалистам: педиатру, ортопеду и невропатологу, которые ставят диагноз и дают рекомендации. Если ребенку требуется медикаментозное лечение, то оно обычно "подгоняется" под массаж. Правильно и своевременно сделанный курс массажа помогает скорректировать многие ортопедические нарушения ( , неправильно вывернутые стопы, и т.д.), нормализовать мышечный тонус и устранить "остаточные" рефлексы. При серьезных отклонениях от нормы массаж должен делать профессионал. А вот слегка подкорректировать тонус можно и в домашних условиях.

Делать массаж лучше днем, не менее чем через час после кормления. Предварительно следует проветрить комнату и позаботиться, чтобы температура была не ниже 22 градусов, ребенку должно быть не жарко не холодно. Руки необходимо вымыть теплой водой, насухо вытереть (чтобы они были теплые). Не стоит обмазывать все тело ребенка массажным маслом или кремом, достаточно нанести небольшое количество крема себе на руки. Для массажа можно использовать специальное масло или обычный детский крем. Делая массаж, ласково разговаривайте с ребенком и следите за его реакцией. При появлении первых признаков утомления (плач, хныканье, недовольные гримасы) следует прекратить занятия.


При массаже все движения делаются от периферии к центру, начиная с конечностей: от кисти к плечу, от стопы к паху. На первых занятиях каждое упражнение повторяется только по одному разу. Первое время весь комплекс массажа будет занимать не более 5 минут. Постепенно увеличивайте число повторений и время до 15-20 минут.

Для устранения гипертонуса и остаточных рефлексов, проявляющихся в чрезмерной активности ребенка, проводится так называемый щадящий массаж — он расслабляет и успокаивает. Начинайте массаж с поглаживания рук, ног, спины тыльной и ладонной поверхностью нескольких сомкнутых пальцев. Можно чередовать плоскостное (поверхностью пальцев) и обхватывающее (всей кистью) поглаживание. После поглаживания делается растирание кожи круговыми движениями. Положите ребенка на живот, а свою ладонь положите вдоль спины малыша. Не отрывая руки от спины малыша, штриховыми движениями нежно перемещайте его кожу вверх, вниз, вправо и влево, как будто вы рукой просеиваете песок через сито. Затем положите ребенка на спину, возьмите его за кисть и легко потрясите ее, придерживая ребенка за предплечье. Таким образом, несколько раз помассируйте обе руки и ноги. Теперь можно переходить к покачиванию. Обхватите ребенка за мышцы руки (чуть повыше запястья) и нежно, но быстро покачивайте и потряхивайте руки из стороны в сторону. Ваши движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Проделайте то же самое с ногами, ухватив ребенка за мышцы голени. Заканчивать массаж нужно так же, как и начинали — плавным поглаживанием.

При пониженном тонусе, наоборот, проводится стимулирующий массаж , который активизирует ребенка. Стимулирующий массаж включает в себя большое количество "рубящих" движений. После традиционных поглаживаний ребром ладони легонько пройдитесь по ножкам, ручкам и спине малыша. Потом положите ребенка на живот и перекатывайте костяшки пальцев по его спине, попке, ногам и рукам. Затем переверните ребенка на спину и покатайте костяшками по его животу, рукам и ногам.

Помимо массажа для нормализации мышечного тонуса помогает лечебная физкультура , например, упражнения на большом надувном мяче. Положите ребенка животом на мяч, ноги должны быть согнуты (как у лягушки) и прижаты к поверхности мяча. Пусть папа, например, удерживает ножки ребенка в таком положении, а вы возьмите малыша за ручки и тяните его на себя. Потом возвращаете малыша в исходное положение. Теперь возьмите малыша за голени и тяните их на себя, до тех пор, пока лицо ребенка не окажется в верхней точке мяча или ноги не коснутся пола. Плавно возвратите малыша в первоначальное положение. Затем наклоняйте ребенка вперед (от себя), чтобы он ладошками достал до пола (только следите, чтобы кроха не стукнулся лбом о пол). Повторите это упражнение по несколько раз вперед и назад.

При асимметричном тонусе следует делать расслабляющий массаж с усилием на ту сторону, в которой тонус ниже. Кроме того, хорошим эффектом обладает следующее упражнение на надувном мяче: положите ребенка на надувной мяч тем боком, в который он выгибается. Плавно покачивайте мяч вдоль оси детского тела. Ежедневно повторяйте это упражнение по 10-15 раз.

Даже если у ребенка мышечный тонус в норме — это не повод отказываться от профилактического массажа . Профилактический массаж включает в себя как расслабляющие, так и активизирующие движения. Используются такие приемы массажа, как поглаживание (ими начинается и заканчивается массаж), растирание, разминание с более сильным нажимом. Круговыми движениями (по часовой стрелке) помассируйте живот для профилактики колик и запоров. Погладьте большим пальцем подошвы малыша и легко похлопайте по ним. Затем всей ладонью, лучше обеими руками, погладьте грудь ребенка от середины к бокам, и далее — по межреберным промежуткам. С трех месяцев массаж полезно сочетать с гимнастикой. Основная цель профилактического массажа — подготовить ребенка к ходьбе. С двух месяцев до года здоровый ребенок должен пройти не менее 4 курсов массажа (по 15-20 сеансов каждый). Когда ребенок начинает ходить, интенсивность массажа снижается до двух раз в год. Желательно проходить курсы массажа весной и осенью, чтобы улучшить состояние иммунной системы, обычно ослабленной в это время года.

Наталья Алешина
Консультант — детский врач-невропатолог Князева Инна Викторовна.

21.12.2008 10:50:45, Елена

у меня вопрос, ребенку 3,5 месяца и он сильно запракидывает голову назад когда лежит на спине, что это может быть?

20.12.2008 22:06:34, кирилл

Спасибо, статья хорошая, согласно с высказыванием Леси. Перед приемом у невропатолога, приведите малыша в нормальное состояние. Мы крепко спали - спящую раздели, доктор осматривает - детеныш мягкий, как котенок, рефлексы слабые,ручки раскинули, дрыхнем...в результате - диагноз "Дифузионный гипотонус " Хотя не стану отрицать, тонус все же понижен, но так как напугался врач, лучше никому не видеть, потом напугалась я, и детенышу не есть хорошо.На втором приеме все устаканилось - гипотонус есть, но не сильный. Делаем массаж (250 за сеанс,x 20 раз, у ребенка цены нет), едим Кавентон (Вимпоцетин) для улучшения мозгового кровообращения.Все восстанавливаемо, мамы, не переживайте.

10.08.2005 14:57:26, Юлия

09.02.2005 17:37:17, ЮриК

Эта статья нам очень помогла.Когда мой ребенок в 2 месяца первый раз попал на проф. обследование к неврологу, то к этому времени уже был изрядно измучен предыдущими обследованиями педиатра и хирурга, да и еще подходило время кормления. Потому неудивительно, что когда мы вошли с ним в кабинет врача, то он был сжатым комком нервов. Как следует осмотреть такого ребенка, которого уже все достало и он недовольно орал, не в силах никакой врач, тем более невролог. В итоге ребенку, при таком состоянии, поставили диагноз: гиперестезия кожи, гипертонус мышц конечностей и выписали лекарства. Вооружась сведениями об этих болезнях и сравнивая их с повседневным поведением своего малыша, я никак не могла согласиться с диагнозом невролога. Даже рефлексы, которые применяются для установления тонуса (ими пользуются неврологи, но мы их нашли в вашей статье и сами использовали) не давали подтверждения такого диагноза. Никакое предписанное лечение мы не производили, тем более, что выписанные врачом лекарства применяются при лечении тяжелых болезней, а дождались трьохмесячного возраста ребенка и отправились с визитом к опытному неврологу. Главное и ребенка подготовили: он был сытым и наслаждался ауканием. Как мы и ожидали, врач никаких отклонений в развитии не нашел. Поэтому, отправляясь к неврологу, надо найти подходящее время именно для ребенка, чтобы его состояние не давало повода к ошибочным диагнозам.

18.06.2004 23:19:15, Леся

Добрый день, очень полезная статья, спасибо большое. Нашей Настеньке сегодня 4 мес. У нас ассиметричный тонус, сейчас уже исправляется при помощи массажа. Участковый нервапотолог в 3 мес. прописал Кавинтон,необходимо ли его принимать, что это за препарат, или может лучше проконсультировать ребенка еще у одного специалиста?

19.09.2003 18:36:43, Юлия

Этапы развития осанки

Постоянная активность мышц является мощным стимулом их роста и правильного формирования осанки . У новорожденного позвоночник имеет вид дуги, обращенной выпуклостью назад, такой рельеф сохраняется в первое время после рождения. Когда ребенок начинает держать голову (в среднем к концу первого месяца жизни), в области шеи появляется первый изгиб, обращенный выпуклостью вперед (шейный лордоз). Затем, при сидении, примерно с 6 месяцев, постепенно образуется изгиб в грудном отделе позвоночника , обращенный выпуклостью назад (грудной кифоз). Для детей 10-месячного возраста характерна вертикальная поза, они начинают стоять и ходить. Но вертикальная поза несовершенна: брюшные мышцы у ребенка очень слабые, поэтому в вертикальном положении живот под действием силы тяжести выпячивается и в поясничном отделе появляется небольшой изгиб выпуклостью вперед (поясничный лордоз). Постепенно в дошкольном возрасте выпячивание живота уменьшается, но не исчезает, поясничный изгиб становится более заметным. Грудная клетка уплощается, а плечи округляются, но расположены несколько назад. Колени в вертикальном положении выпрямлены, но при ходьбе остаются немного согнутыми. Формирование изгибов позвоночника заканчивается в 6-7 лет. В младшем школьном возрасте осанка ребенка в основном сохраняет черты дошкольного возраста. Выраженный поясничный лордоз и умеренная выпуклость живота у ребенка - явление нормальное. Изгибы позвоночника необходимы человеку для сохранения равновесия в вертикальном положении. Они увеличивают эластичность позвоночного столба, смягчают толчки и сотрясения при движениях.

Нарушения осанки у детей: причины

Проблемы развития Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11-12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдается у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников). Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника .

Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки . Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба. Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а «свисающие плечи» - результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины . Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например, неправильное положение туловища во время игр или занятий. Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника . В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.

Неверная поза

Положение сидя. Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или «перекашивается» на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки. К неправильному положению тела при сидении, следует отнести посадку, при котором туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. А может быть, книга, которую рассматривает малыш, лежит слишком далеко от него. Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв правое плечо. Приглядитесь: возможно, стол, за которым ребенок занимается, высоковат для него, и левая рука свисает вниз, вместо того, чтобы лежать на столешнице (то же самое может происходить, если стол круглый).

Положение стоя. Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела. Это может усугубить боковое искривление позвоночника , вызванного другими причинами (например, недоразвитием пояснично-крестцового отдела позвоночника ).

Гиподинамия… малышей

Еще одним немаловажным фактором возникновения нарушений осанки у детей следует считать пресловутый образ жизни. Как это ни печально, но современные дети стали меньше двигаться. Начиная с 3-х лет многие малыши вливаются в ряды групп раннего развития (прежде всего умственного), далее процесс приобретения знаний идет по нарастающей, а во время занятий ребенок вынужден подолгу сидеть. Кроме того, дети рано приобщаются к просмотру телевизора, видеопродукции, могут часами просиживают за компьютерными играми, а на улице, встретившись с друзьями, вместо подвижных игр, увлеченно обсуждают особенности прохождения и коды той или иной электронной «стрелялки». Что поделать, хочешь быть современным, следуй современным течениям жизни. Однако человек должен развиваться гармонично, физическое развитие не должно отставать. Слабость мышечного корсета у наших детей в первую очередь обусловлена отсутствием адекватных физических нагрузок, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины просто необходима.

Нарушение осанки у ребенка: как распознать вовремя?

Главные признаки. Чтобы вовремя заметить отклонение, родителям нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша. Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне. Важно также правильное положение позвоночника - не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть, осматривая ребенка со спины , когда он стоит. При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и соски. По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялую осанку. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки .)

При обнаружении искривления, необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется то речь пока идет лишь о нарушении осанки , которую можно исправить. Тест для мышц . Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины . Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 сек, дети 7-10 лет - 1-1,5 минуты, 12-16 лет - от 1, 5 до 2, 5 минуты. Развитие мышц брюшного пресса , определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников - 10-15 раз, для детей 7-11 лет - от 15 до 20 раз, в 16-18 лет - от 20-30 раз. Если выявлены нарушения осанки и (или) слабость мышечной системы, ребенка следует проконсультировать у врача-ортопеда, травматолога или врача лечебной физкультуры. Доктор проводит осмотр ребенка, в случае необходимости выполняются дополнительные методы исследования: рентгенография, электромиография и пр. В последнее время появился новый метод исследования - топографическая фотометрия , - позволяющий не только диагностировать нарушения состояния опорно-двигательной системы, но и оценивать эффективность проводимого лечения. Метод основан на фотографировании осанки пациента после нанесения врачом маркером основных точек-ориентиров на спину ребенка.

Профилактика нарушений осанки у детей

Поскольку одно из основных условий правильной осанки - правильное развитие организма, нужно постараться создать максимально благоприятные условия для роста. В частности, очень важно соблюдать общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание занятий и отдыха, использование средств закаливания. Заниматься укреплением мышечного корсета следует с младенчества, но при этом не следует торопить физическое развитие ребенка и насильно его сажать, когда он еще самостоятельно не сидит, или заставлять кроху ходить в 9 месяцев, а то и раньше. Ранняя осевая (вертикальная) нагрузка может вызвать развитие ортопедических заболеваний у малыша. Пусть малыш больше двигается в положении лежа или ползает, пока он сам не сядет или не поднимется на ноги. Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мышечной системы, так как активное удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для этого используются специальные упражнения. Недостаток физической активности препятствует развитию мышечного корсета, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины необходима. Правильно подобранная физическая нагрузка предупреждают нарушения осанки , а также помогают их преодолеть. Упражнения подбираются в зависимости от типа искривления позвоночника : детям с наклонностью к сутулости рекомендованы разгибания спины с усилием до максимально выпрямленного положения, ребятам со сведенными вперед плечевыми суставами полезны круговые движения одновременно двумя руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок. При «свисающих» плечевых суставах полезно отведение рук через стороны вверх, поднимание плеч, вытягивание рук вверх с противодействием (взрослый кладет руки на плечи ребенка). Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие. Например, ходьба по скамейке или бревну с руками, отведенными в стороны. Кроме того, приходится учитывать возраст ребенка. Для малышей рекомендуется подбирать упражнения игрового характера. Так, например, дети с удовольствием выполнят упражнение на выпрямление-вытяжение позвоночника , если попросить их изобразить столбик ртути в термометре под лучами солнца. Делая упражнение «Дровосек», дети «рубят дрова», выполняя повороты верхней части тела. Упражнение «прыжок лягушки» помогает исправить поясничный лордоз. Дошколята (с 4-5 лет) способны понять более сложные гимнастические задания и справиться с ними. Врезка

Примерный комплекс специальных упражнений для укрепления мышц спины и пресса (можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста): 1. Исходное пложение - стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки - вдох; вернуться в и.п. - выдох. 2. И.п. - стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной - выдох; вернуться в и.п. - вдох. 3. И.п. - стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх - выдох; вернуться в и.п. - вдох.. 4. И.п. - стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая. 5. И.п. - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п. 6. И.п. - лежа на спине, на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу - выдох; выпрямить - вдох. 7. И.п. - лежа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами. 8. И.п . - лежа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п. 9. И.п. - лежа на животе, руки в стороны. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника (тянуться к потолку); вернуться в и.п. 10. И.п. - лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу - вдох; вернуться в и.п. - выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу. 11. И.п. - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное. Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером в зависимости от пика активности ребенка, но не раньше, чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 минут. Для того, чтобы упражнения воздействовали достаточно точно, они должны выполняться интенсивно, то есть выше обычного уровня возможности детей. Сначала даются более легкие упражнения с постепенным переходом к более трудным. На протяжении занятия неоднократно делаются паузы для отдыха. Рекомендуется отдыхать в положении лежа:
  • лежа на спине, ноги слегка подтянуты к животу, руки за головой;
  • лежа на животе, подбородок опирается на кисти рук.

Если ребенок значительно ослаблен, желательно сочетать ежедневное выполнение упражнений с занятиями лечебной физкультуры для укрепления мышц спины и брюшного пресса в поликлинике с врачом лечебной физкультуры. В начале и в конце каждого занятия дети должны упражняться в правильной осанке. Для этого годится упражнение-тест, которое выполняется у стены. Следует заинтересовать их проблемой осанки , заставить думать о ней в течение дня, проверять ее не только при гимнастике, но и во время занятий за столом, на прогулке. Ребенку, посещающему детский сад, можно предложить следить не только за собой, но и за осанкой товарищей. Обычно это превращается в своеобразное соревнование между детьми: кто кого чаще застанет в положении неправильной осанки . Такое соревнование заставляет детей быть начеку и всегда сохранять нормальное положение спины - в конце концов, это станет привычкой. Приведенный нами комплекс упражнений, можно считать скорее профилактическим. Он в первую очередь полезен практически здоровым детям, а не только тем, у кого обнаружено нарушение осанки (таким маленьким пациентам в зависимости от дефекта врач подберет индивидуальный комплекс специальных упражнений). Лечение патологии опорно-двигательного аппарата всегда длительное, сложное, требующее значительных усилий не только от специалистов, но и от самого больного. Порой проблемы с осанкой и лечебные мероприятия делают недоступными для ребенка некоторые стороны «общественной» детской жизни. Поэтому, важно предупредить возникновение нарушений осанки , т.е. систематически заниматься адекватной физической нагрузкой и регулярно (ежегодно) посещать с ребенком врача-ортопеда для профилактических осмотров. Кроме того, общее развитие малыша возможно улучшить при помощи спортивных секций, посещать которые можно с 4-5 лет. Лучшему развитию осанки способствует плавание (предпочтительно брассом, на спине). Помимо этого полезны занятия волейболом, баскетболом, лыжным спортом (по пересеченной местности). Постарайтесь поддержать интерес ребенка к спортивным занятиям, и это позволит ему избежать многих проблем, связанных с осанкой.

Содержание статьи

Почти каждому из нас пришлось побывать в ситуации, когда болят мышцы спины. Но не всем известно, сколько причинных факторов вызывают такие ощущения.

Чаще всего мы считаем, что это небольшое переутомление мышц. Хорошо, если это так, и вы можете себе помочь, просто хорошо отдохнув. Но зачастую это случается из-за более серьезных причин, которыми мы привыкли пренебрегать. А ведь это могут быть сигналы, которые подает наш организм о том, что в нем есть неполадки, требующие устранения.

Что может спровоцировать мышечную боль?

Такой болевой синдром называется миалгией. И возникает она чаще всего от неравномерных нагрузок на спину, а вернее на ее мышечный корсет.

Результатом такого положения является значительное переутомление волокон мышц, которое впоследствии еще дополняется и кислородным голоданием.

Боли мышц в области спины или миалгия могут возникать при остеохондрозе, сколиозе, грыже межпозвоночных дисков. Это происходит потому, что мышцы и скелетные кости очень взаимосвязаны и по отдельности просто не могут функционировать. Когда у человека слабые, нетренированные мышцы спины, обязательно начинаются проблемы с позвоночником и осанкой.

Чтобы хоть немного ослабить боль, ему приходится часто занимать вынужденные позы тела, ведь вслед за мышцами также изгибается и позвоночник.

Многие механические факторы могут предрасполагать к появлению болевого синдрома в мышцах спины:

  • Сколиоз может развиваться из-за разницы в длине ног, которой обычно не придают значения, считая, что несколько миллиметров не могут иметь решающего значения. А зря, ведь у ребенка такое несоответствие в 3-4 мм может сформировать неправильное положение таза и замедлить рост. От этого начинается искривление позвоночника, с возрастом только усугубляющееся.
  • Не одинаковые по высоте половинки таза. При этом человек сидит всегда с наклоном в его меньшую сторону, что создает на нее дополнительные нагрузки.
  • Удлинение второй плюсневой кости («греческая» ступня) приводит к потере свойств амортизации и увеличению нагрузки на ногу, а затем и на спину.
  • Укороченные плечевые кости. При этой довольно редкой патологии страдают мышцы плечевого пояса, испытывая постоянное напряжение;
  • сутулость в грудном отделе позвоночника (кифоз), при котором мышцы плеча и шеи испытывают перенапряжение.
  • Неправильная организация рабочего места приводит также к перенапряжению мышц спины, поскольку человеку приходится долго пребывать в неудобной для него позе.
  • Причиной боли широчайшей мышцы спины может стать блок в одном из позвонков, например, при длительном его сдавливании лямками тяжелого рюкзака.

Все эти механические воздействия приносят переутомление мышцам спины и вызывают в ней боль. А часто присутствующий при этом авитаминоз добавляет возбудимости триггерным точкам, что усугубляет положение.

Что еще может стать причиной появления боли в спине?

Очень распространено воспаление мышц – миозит , при котором они становятся плотными, напряженными с постоянными ноющими болями.

проявляется болями в пораженных мышцах, которые постепенно усиливаются

Чрезмерные нагрузки также вызывают боли в спине. И совсем не обязательно таскать тяжести или копать огород. Статическая нагрузка не менее опасна, чем динамичная. При ней мышцы также будут болеть, потому, как именно они поддерживают нашу спину, например, при работе за компьютером. Чтобы их разгрузить, нужно чаще делать перерывы и двигаться.

Травмы спины – это могут быть удары, ушибы, растяжения, неудачные повороты туловища, прыжки, рывки, которые приводят к спазмам мышц и естественно появлению болей. Никогда не стоит делать какие-либо серьезные упражнения, не разогрев мышцы. Если такое случилось, нужна медицинская помощь, дабы по незнанию не навредить организму.

Однажды травмированная спина может часто давать о себе знать. Периодически сильные боли будут появлятьсяв мышцах спины и если не провести адекватное лечение, последствия травмы могут привести к инвалидности.

Люмбаго – острый болевой синдром в поясничной области, являющийся резким перенапряжением мышц при подъеме груза или неловком движении. Способствовать ему может переохлаждение, и те же травмы позвоночника. Больному прописывается несколько дней соблюдать постельный режим с приемом обезболивающих и нестероидных противовоспалительных препаратов.

Грыжа межпозвоночных дисков – причиной ее появления становятся дегенеративные изменения в соединительных и мышечных тканях и сбои в обменных процессах. Диск постепенно теряет свою эластичность, а его фиброзное кольцо ослабевает, не удерживает ядро, и оно выходит за пределы позвонка. Так появляется грыжа. Она давит на нервные волокна и мышцы, вызывая боль. Лечится почти так же, как люмбаго. Только при болях мышц спины для лечения применяют миорелаксанты – препараты, снимающие спазмы мышц и физиотерапевтические процедуры.

Но случается, что вы, ощутив боли в мышцах спины, обратились к специалистам и добросовестно прошли все обследования, а никаких отклонений не обнаружилось. Тут может быть два варианта. Первый – это неправильная осанка , когда человек ровно держит спину, все нагрузки распределяются на нее равномерно. При искривлении нагрузки на одну из сторон более значительны. Привыкнув, мышцы становятся менее упругими и хуже поддерживают позвоночник. Так развивается сколиоз. Вместе с этими изменениями страдают и нервы, и кровеносные сосуды, появляется боль.

И второй вариант. Вы обследовали костно-мышечный аппарат, а боли под них были только замаскированы. Прятаться они могут во внутренних органах , например при гинекологических заболеваниях или множественных спайках в кишечнике.

Потому, когда болят мышцы спины и вам трудно решить, что делать, нужно собраться и вспомнить все подробности, связанные с этими болями. Все это нужно рассказать врачу и описать точный характер болей, их частоту и то, что их могло спровоцировать.

Вам будут назначены более тщательные и углубленные исследования. Например, МРТ, которое поможет врачу определиться с диагнозом, а вам — получить правильное лечение.

Начиная со школьного возраста, детям приходится достаточно долгое время проводить сидя за письменным столом.

Слабые мышцы спины у ребенка приводят к нарушению осанки, а в дальнейшем – к развитию болезней опорно-двигательной системы. При помощи специального комплекса упражнений можно предупредить негативные последствия для здоровья.

Физическая подготовка в раннем возрасте

Подготовка к школе должна быть не только умственной, но и физической. Именно физическое здоровье помогает хорошо учиться и лучше запоминать новый материал.

Начинать подготовку следует с самого рождения. Именно до 1 года у детей закладывается мышечный корсет, который затем только продолжает развиваться.

Развитие сколиоза приходится именно на школьные годы. В это время дети проводят за уроками большую часть дня, а неокрепшая спина постоянно подвергается нагрузкам со стороны тяжелого портфеля.

Еще перед школой стоит подумать об этом и начать заниматься. Можно:

  • водить в бассейн, начиная с 5 месяцев;
  • с трех лет ходить на танцы и гимнастику;
  • заниматься дома.

Если дома будет установлена шведская стенка, на ней можно начинать заниматься с 8 месяцев, то же самое касается и занятий на фитболе.

Заниматься на гимнастическом мяче достаточно просто. Начинать можно с самого рождения крохи, выкладывая его на животик и на спинку и слегка покачивая.

Преимущества таких занятий заключаются в том, что помимо укрепления мышечного корсета, развивается вестибулярный аппарат. Постепенно увеличивается амплитуда покачиваний, а затем добавляются другие упражнения.

Занятия на гимнастическом мяче с рождения

Начиная с рождения, выкладывайте младенца на животик, а затем на спинку на мяч, покачивая его вверх-вниз, из стороны в сторону. Постепенно увеличивайте амплитуду движения.

С трех месяцев при покачиваниях сгибайте и разгибайте ножки, делайте круговые движения, аккуратно взяв за две ручки.

Как укрепить мышцы спины в 6 месяцев, когда кроха должен садиться, но слабый мышечный корсет не позволяет ему этого сделать? Такой вопрос беспокоит каждую мамочку, которая замечает, что ее кроха отстает от сверстников по физическому развитию.

Укрепление мышц спины ребенка 6 месяцев при помощи фитбола начинается с присаживаний. Даже если малыш еще сам не сидит, его можно присаживать на фитбол. В сидячем положении кроху стоит покачать при помощи пружинящих движений.

8-месячному можно давать дотянуться с фитбола ручками до пола или позволить достать любимую игрушку. Взяв малыша под мышки, можно поставить его на ножки и попрыгать на мячике. Такая забава принесет пользу и массу положительных эмоций.

Фитбол – это незаменимая вещь в доме, где есть дети. Заниматься на нем можно с рождения и до взрослого возраста. Это идеальный спортивный снаряд, который помогает прокачать мышцы, не прилагая особых усилий.

Что делать, если у малыша ослаблен мышечный корсет?

Если у годовалого ребенка слабые мышцы спины, это проявляется такими признаками:

  • малыш не может сидеть самостоятельно;
  • не ходит;
  • не держит спину ровной;
  • не держится самостоятельно, если взять на ручки.

Слабые мышцы спины у ребенка в 1 год – это признак гипотонии мышц, которую во время не обнаружили. Такое состояние требует лечения, которое включает в себя:

  • прием медикаментов,
  • физиопроцедуры,
  • гимнастику.

После полного курса лечения малыш быстро догоняет своих сверстников по физическому развитию. Чем раньше гипотония будет обнаружена, тем меньше потребуется времени на восстановление.

Как помочь малышу с детским церебральным параличом?

Как накачать мышцы спины ребенку с ДЦП, подскажет специальный комплекс упражнений:

  1. Кроха присаживается на корточки, кладет руки на плечи взрослому, который стоит впереди, и пытается встать на колени.
  2. Малыш стоит на коленях, а взрослый делает его корпусом наклоны во все стороны.
  3. Взрослый поддерживает стоящего под мышки, аккуратно подталкивает его под колени, чтобы больной приседал.
  4. Малыш сидит на стуле, а взрослый плотно прижимает его ножки к полу, подталкивая вперед, чтобы ребенок встал.
  5. В положении лежа взрослый приподнимает корпус больного и делает покачивания в разные стороны.
  6. Малыш лежит на боку, а взрослый подталкивает его вперед и назад.
  7. В положении сидя взрослый поворачивает голову пациента в разные стороны, тот, в свою очередь, пытается расслабить шею по максимуму.

Помимо этого врачи прописывают амплипульс на длинные мышцы спины. Это эффективно и в 6 месяцев, и в более старшем возрасте, чтобы восстановить кровоток в поврежденных тканях и суставах. Комплексная терапия позволит восстановить здоровье, добиться успехов в борьбе с ДЦП.

Профилактика сколиоза

Так как сколиоз является самым распространенным заболеванием позвоночника, следует позаботиться о профилактике заранее.

Лучше сделать это до того, как малыш пойдет в школу. Как укрепить мышцы спины, чтобы избежать сколиоза? Рекомендуются упражнения:

  1. В положении лежа крутить педали воображаемого велосипеда.
  2. Лежа на спине, ноги поднимаются вверх и делаются перекрестные движения, как будто ножницы режут бумагу.
  3. Лечь на коврик, подтянуть ноги к груди, обхватить их руками и перекатываться на спине.
  4. Самый обычный мостик поможет развить гибкость и позаботиться о здоровье позвоночника.
  5. Лежа на спине, поднимать ноги, стараясь кончиками пальцев дотянуться до пола у себя за головой.
  6. Стоя на четвереньках, прогибать и выгибать спину. В народе такое упражнение называется «кошечка».
  7. Предложите походить по комнате на руках. Для этого возьмите малыша за ноги и поводите столько, сколько он сам сможет.
  8. Лежа на животе, кроха обхватывает руками лодыжки, делая «корзинку».

Этот простой комплекс упражнений подходит для детей от трех лет. Делать его нужно каждый день, тогда про заболевания позвоночника можно будет забыть, а у детей будет отличная осанка, крепкое здоровье и хорошая привычка заниматься спортом.



mob_info