Техника плавания способом кроль на груди. Техника плавания Основное рабочее движение обеспечивающее продвижение пловца

2.1.Сопротивление. Скорость продвижения пловца является результатом действия двух сил. Одна из них тормозит. Это сопротивление, вызываемое водой, которую пловец проталкивает вдоль тела. Различают три вида сопротивления воды:

1) фронтальное или лобовое сопротивление;

2) трение кожного покрова;

3) “хвостовое втягивание” или дополнительное (“вихревое” сопротивление).

Фронтальное сопротивление создается водой непосредственно впереди или в любой части тела.

Трение кожного покрова, вызывается сопротивлением воды, находящейся непосредственно у тела.

Дополнительное сопротивление, или “хвостовое” втягивание, образуется с помощью воды, которая не может заполнить пространство позади плохо обтекаемых частей тела, и пловцу приходиться тащить за собой некоторое количество воды.

Величина сопротивления, которое оказывает жидкость движению погруженного в него тела, зависит от свойств данной жидкости (от ее вязкости и плотности), величины лобового сечения тела, скорости движения тела, от формы тела и гладкости его поверхности. Эта зависимость выражается формулой:

v 2

где F - величина сопротивления воды;

k - коэффициент плотности и вязкости жидкости;

S - лобовое сечение тела;

v - скорость движения тела

С - коэффициент обтекаемости, зависящий от формы тела и гладкости его поверхности.

При анализе техники спортивного плавания коэффициент плотности и вязкости можно не учитывать. Пловец находится в одной и той же среде - воде.

Зависимость сопротивления воды от формы тела, гладкости его поверхности: форма тела оказывает большое влияние на величину сопротивления воды. Тело, имеющее обтекаемую форму, испытывает сопротивление воды в 25-30 раз меньше, чем тело с таким же лобовым сечением, но без обтекаемой формы.

Форма задней части тела влияет на величину сопротивления больше, чем форма передней части. Объясняется это тем, что во время плавания сзади пловца создается область пониженного давления. Когда тело перемещается вперед, то на том месте, где оно находилось, должна образоваться пустота, которая сразу же заполняется водой. За телом создается область пониженного давления, которая как бы “не пускает” его продвигаться вперед.

Телу пловца необходимо придать наиболее обтекаемую форму, незначительные изменения формы вызывают значительные изменения величины сопротивления (Рис. 3).

На величину сопротивления воды влияет не только общая форма тела, но и то, как его поверхность смачивается водой. При обтекании тела с хорошо смачивающейся поверхностью слой воды, прилегающий к телу, как бы прилипает к нему и увлекается вперед вместе с ним. Следующий слой воды увлекает третий и т.д.

Сальные железы выделяют на поверхность кожи некоторое количество жира, который делает ее эластичной и способствует снижению трения кожного покрова.

В настоящее время спортсмены высокого класса для уменьшения сопротивления применяют высокотехнологические костюмы.

2.2.Лобовое сечение тела и его влияние на величину сопротивления.

Лобовым, или мидельным, сечением тела называется проекция тела на плоскость, перпендикулярную направлению его движения.

Сопротивление изменяется прямо пропорционально изменению величины лобового сечения тела. Если лобовое сечение увеличится в три раза, то и сопротивление возрастет в три раза, если уменьшится в пять раз, то и сопротивление уменьшится во столько же раз.

Для того чтобы уменьшить вредное сопротивление во время плавания, нужно тело располагать так, чтобы лобовое сечение тех частей, что находятся под водой, было как можно меньше и чтобы во время подготовительных движений конечностями лобовое сечение было минимальным. Рабочие движения руками и ногами следует выполнять, увеличивая до максимума лобовое сечение конечностей.

Увеличение сопротивления во время рабочих движений полезно - увеличивается опора на воду и сила тяги.

Минимальную лобовую поверхность тело человека будет иметь в том случае, если оно движется в направлении своей продольной оси.

При плавании у поверхности воды лучше располагать тело с небольшим углом атаки, чтобы плечевой пояс находился немного выше таза. В этом случае встречные токи воды будут создавать дополнительную подъемную силу, улучшая условия движения ногами и облегчая дыхание.

Величина угла атаки зависит от того, какой способ использует пловец, от скорости плавания и от индивидуальных особенностей пловца.

Создание угла атаки приводит к небольшому увеличению лобового сечения и увеличению сопротивления воды. Однако при положительном угле атаки образуется подъемная сила, помогающая удерживать тело ближе к поверхности воды, в более “высоком” положении. В результате, если угол атаки не слишком велик, лобовое сечение практически не увеличивается. Когда угол атаки большой, всплывание тела к поверхности воды уже не может компенсировать увеличения лобового сечения тела, и сопротивление воды заметно возрастает.

Поэтому попытка искусственно принять высокое положение в воде не приносит успеха. Некоторые пловцы лежат в воде выше, чем другие, так как обладают лучшей плавучестью и большой скоростью продвижения. Многие поднимают голову, пытаясь искусственно принять высокое положение в воде. Однако при этом поднимается только верхняя часть тела, а нижняя погружается. Движения рук и ног становятся менее эффективными: пловцу приходится затрачивать сравнительно большую часть усилий на то, чтобы преодолевать увеличивающееся сопротивление и удержать приподнятую над водой голову.

По мере нарастания скорости продвижения сопротивление воды возрастает только под пловцом, а не над ним. Поэтому, совершенствуя стиль пловца, нужно стремиться находить угол атаки, соответствующий индивидуальным особенностям данного спортсмена (в пределах, указанных при описании техники плавания тем или другим способом).

Чтобы проплыть быстрее, спортсмену необходимо: 1) уменьшить сопротивление; 2) увеличить движущую силу; 3) использовать сочетание этих двух факторов. Эта задача может быть решена только при нахождении рациональной техники. Самым большим усовершенствованием в технике плавания за последние годы было уменьшение сопротивления.

Занятия общей физической подготовкой способствуют развитию силы, необходимой для быстрого передвижения на дистанции при наименьшем сопротивлении воды. По мере утомления пловец прикладывает меньшую движущую силу и обтекаемость его тела ухудшается.

При выполнении рабочих движений гребущими поверхностями нужно придавать необтекаемую форму, а при подготовительных движениях над водой - наиболее обтекаемую.

2.3. Силы, продвигающие пловца вперед: силы, продвигающие пловца вперед, образуются при помощи рук, а иногда и ног, но главным образом за счет захвата воды кистями и отталкивания ее назад стопами.

Сила тяги: Спортсмен в воде передвигается за счет движений конечностей, работу которых обеспечивают мышечные силы. Основное продвижение вперед пловец осуществляет от работы рук. При движении рук в воде на их гребущих поверхностях появляются гидродинамические реактивные опорные силы F, действующие в направлении противоположном движению рук. Горизонтальная составляющая реактивной опорной силы, продвигающая пловца вперед, называется силой тяги (Fх), а вертикальная - подъемной силой (Fу). Сила F, так же как сила встречного гидродинамического сопротивления среды и зависит от скорости гребущей поверхности конечности, ее мидельного сечения, плотности воды и коэффициента обтекаемости. Для создания наибольшей силы тяги пловец выполняет гребок с ускорением и стремится повышать на гребущей поверхности силу давления воды. Наибольшее давление будет возникать на кисть руки, так как она имеет большое мидельное сечение, высокую скорость и меньшую обтекаемость (Рис.4).

Движения руками. Существует три варианта гребка рукой с разновидностями, используемыми при плавании кролем или баттерфляем. От эффективности гребка зависит скорость продвижения пловца. Различают: 1) гребок с опущенным локтем; 2) гребок прямой рукой; 3) правильный гребок.

Худшим считается гребок с опущенным локтем. Он недостаточно продвигает пловца вперед, так как проталкивает назад слишком мало воды. Так обычно плавают начинающие.

Гребок прямой рукой более эффективен, чем с опущенным локтем. Наилучший гребок будет тот, который сведет до минимума составляющие гребка прямой рукой, направленные вверх и вниз. Движение начинается как и при гребке прямой рукой, но локоть находится выше. Во время гребка он сгибается, а к концу почти выпрямляется.

Рука подвижна в своих сочленениях плечевом, локтевом, лечезапястном суставах, в суставах кисти и пальцев. Это позволяет помещать рабочие плоскости в наиболее выгодные для создании силы тяги положения. Пример: сгибая руку в лучезапястном суставе в первой половине гребка и разгибая во второй, пловец удерживает ладонь в положении, относительно перпендикулярном к поверхности воды, что позволяет наилучшим образом использовать сопротивление воды для эффективной опоры. Кроме этого, оптимальное положение кисти на выходе из воды уменьшает влияние топящей силы. Давление воды на кисть составляет около 70% от суммарного давления по всей руки. Кисть - главный элемент движителя, его основная рабочая плоскость.

Чтобы придать телу большее количество движения, нужен достаточно высокий импульс силы. Значит надо избрать такую траекторию движения движителя, которая бы обеспечила продолжительный контакт рабочей поверхности с водой. Она имеет форму кривой.

Движения руками и ногами при плавании чаще всего имеет вращательный и возвратно-вращательный характер. При этом направление движения кисти меняется плавно. Путь, который проходит кисть в воде, раза в 3 больше, чем путь, проходимый локтем. Скорость движения кисти в отдельные моменты гребка превышает 4 м в секунду.

Угол атаки кисти во время гребка во многом определяет эффективаность движения. Относительно траектории своего собственного движения кисть ориентирована во время гребка, как правило, под острым углом.

Если кисть участвует в создании непрерывной опоры о воду, то функция плеча заключается в передаче через систему жестких звеньев результатов этого контакта с водой на тело пловца с целью его движения в заданном направлении. Жесткая система необходима для рациональной передачи силы от одного звена к другому. Система опорных звеньев может укорачиваться и удлиняться, изменять взаимное расположение.

Первая половина гребка во всех способах плавания должна выполняться с высоким положением локтя. Высокому положению локтя и оптимальной жесткости руки способствует небольшой разворот кисти ладонью наружу в фазе входа руки в воду и захвата воды.

Положение кисти. Были изучены пять положений кисти: А - кисть плоская, пальцы сомкнуты; В - кисть плоская, все пальцы сомкнуты, кроме большого; Г - кисть плоская, пальцы разомкнуты; Д - кисть сложена чашечкой, все пальцы сомкнуты; Е - кисть плоская, немного прогнута, пальцы сомкнуты.

Самое большое сопротивление наблюдалось при положении кисти А. В остальных четырех положениях сопротивление уменьшалось соответственно порядку их перечисления. При положении кисти Д и Е как фронтальное (лобовое), так и дополнительное (вихревое) сопротивление было значительно меньше.

Почему не следует держать пальцы разомкнутыми? При таком положении кисти затрачивается большее количество усилий. Наступает утомление и скорость продвижения падает, особенно при проплывании длинных дистанций.

Однако не надо забывать, что даже самые лучшие пловцы мира имеют недостатки в технике гребка. То, что спортсмен, несмотря на эти недостатки, достигает высоких результатов, объясняется двумя причинами: 1) благодаря своим исключительным особенностям, развитой силе и общей физической подготовленности; 2) недостатки так незначительны, что они не влияют на результат.

2.4. Равномерное продвижение движущей силы. Этот принцип можно назвать принципом “непрерывного движения”. Во время продвижения тела вперед более эффективным будет равномерное, а не волнообразное приложение усилий. Поэтому кроль на груди и является самым быстрым из спортивных способов плавания.

Техника гребка должна по возможности обеспечивать равномерное продвижение тела в воде. Иначе говоря, при плавании необходимо избегать различных пауз. При волнообразном изменении скорости большая часть силы, которую пловец мог бы использовать на преодоление сопротивления воды, будет расходоваться на преодоление инерции тела.

При плавании кролем на груди и на спине начало гребка одной рукой совпадает с завершением гребка другой. В этом случае обеспечивается более ровное и постоянное приложение усилий. При плавании баттерфляем гребок начинается сразу же после входа рук в воду и любое скольжение в этот момент замедляет продвижение.

При плавании брассом после выведения рук вперед, полезно выполнять небольшое скольжение, которое позволит лучше использовать скорость, возникающую от движений ногами. Инерция поможет телу принять более ровное положение, в результате чего сопротивление уменьшиться. Если скольжение слишком продолжительное, то скорость падает, стопы погружаются в воду и пловцу вновь приходится затрачивать много усилий на приобретение ускорения.

2.5. 3-й закон Ньютона и движения руками над водой: некоторые тренеры безразлично относятся к тому, как движется рука над поверхностью воды, поскольку основная фаза гребка проходит под водой. Однако в трех из четырех способов плавания подготовительные движения руками (пронос) выполняется над поверхностью и их механика сказывается на эффективности движений в целом. Неправильный пронос вызывает нарушение ритма движений рук, в результате чего пловец выполняет слишком быстрый или медленный гребок, форсирует его или прерывает его паузой.

К одним из самых серьезных недостатков движений руками над водой следует отнести такие, которые приводят к увеличению фронтального и дополнительного сопротивления. Если движения руками над водой выполняются широким махом против часовой стрелки, то бедра или стопы двигаются в противоположном направлении.

Мышцы участвующие в проносе руки, прикреплены к плечу. Сокращаясь, они укорачиваются и выполняют свою работу, вызывая отклонения тела от продольной оси. Это особенно заметно при плавании с помощью рук (с доской или резиновыми кругами между ногами). Выполнение широкого проноса как при плавании на спине, так и при плавании кролем вызывает движение стоп в противоположную сторону.

При плавании на спине пронос лучше всего выполнять непосредственно над головой - в этом случае боковых колебаний тела почти не наблюдается. В кроле на груди это достигается за счет уменьшения радиуса вращения руки благодаря подъему локтя и приведению кисти возможно ближе к телу.

При плавании баттерфляем движения одной руки уравновешивается такими же движениями другой руки.

При анализе техники всех способов плавания необходимо ссылаться на 3-й закон Ньютона, сформулированный более 250 лет назад. В соответствии с ним каждое действие имеет равное по силе и противоположное по направлению противодействие. Другими словами, реакция направлена в точно противоположную сторону и под углом 180 градусов. Если пловец выталкивает воду непосредственно вниз, то силы противодействия выталкивают его прямо вверх.

Если спортсмен отталкивается назад кистями с силой 25 фунтов (1 фунт равен 453 г), а стопами 5 фунтов, то суммарная сила, продвигающая пловца, равна 30 фунтам.

Ряд авторов считает, что сила, создаваемая при движениях ногами неэффективна, она требует больших энерготрат. Спрашивается, какова же роль движений ног при плавании кролем на груди и на спине? Исследования последних лет показали, что при плавании с большой скоростью продвижение создается не только за счет движений рук, а и за счет движений ног (в спринте).

Движения ногами обеспечивают горизонтальное положение тела пловца, осуществляют функцию равновесия, создают силы тяги, участвуют в общй координации движений пловца, поддерживают ритмический рисунок движений всех звеньев.

2.6. Принцип перехода количества движения: количество движения довольно легко перевести с одной части тела на другую. Этот эффект используется во многих движениях, которые выполняются в воде и на суше. Количество движения, возникающего во время выполнения руками “мельницы” на старте, полностью переходит на тело и помогает пловцу после отталкивания преодолеть большее расстояние.

То же, можно наблюдать и во время движений руками над водой при плавании кролем на груди, на спине и баттерфляем. Так, при плавании на спине определенное количество движения возникает во время круговых движений над водой. Непосредственно перед входом кисти в воду вектор скорости направлен вниз (точка А). Если в этот момент руку резко затормозить (точка В), то часть количества движения перейдет на тело. В итоге плечи и голова погрузятся в воду. Наблюдая спортсменов, плавающих способом на спине, вы можете заметить, что у некоторых из них в результате неэффективной техники движений руками голова раскачивается вверх и вниз. Чтобы избежать этого, руку необходимо погрузить в воду со скоростью, равной скорости движения ее над водой.

2.7. Правило квадрата: сопротивление, которое тело испытывает в воде, приблизительно пропорционально квадрату увеличения скорости его движения. Например, если самолет, продвигающийся со скоростью 100 миль (1 миля равна 1609 м) в час, образует сопротивление 1000 фунтов, то при увеличении скорости полета вдвое (200 миль в час) он будет испытывать сопротивление в 4 раза больше. т.е. около 4000 фунтов. Этот же закон действует и при движении пловца в воде.

Так, если пловец опускает руку в воду в 2 раза быстрее, чем прежде, то сопротивление увеличивается в 4 раза. Поэтому ускоренные движения руками над водой не только нарушают ритм, но и увеличивая сопротивление, замедляют продвижение пловца.

Что же должно определять скорость проноса? Пловец не может погружать руку в воду медленно для того, чтобы уменьшить сопротивление. Скорость движения руки над водой должна соответствовать скорости гребка. Обычно пронос выполняется немного быстрее, но это незаметно. Трудно выполнять быстрое движение одной рукой над водой, в то время как другая осуществляет более медленный гребок. Соответствие скорости гребка и скорости проноса является важным фактором, определяющим ритм движений руками.

Когда пловец увеличивает скорость движения рук в воде, то при той же технике гребка его продвигающая сила возрастает в 4 раза. В то же время с позиции физиологии всякое увеличение скорости мышечных сокращений сопровождается увеличением расхода энергии в трое. Другими словами, когда скорость гребка возрастает вдвое, затраты энергии возрастают в восемь раз. Таким образом, в то время как рука, выполняющая быстрый гребок, увеличивает продвижение, значительно быстрее возрастают энерготраты и соответственно потребление кислорода. Вот почему пловцы, для которых характерны частые движения руками, быстро устают. Это так же объясняет, почему спортсмены, специализирующиеся в плавании на средние и длинные дистанции, должны плыть в строго определенном и равномерном ритме.

Существует физическое обоснование скоростей согласно которому человек не может проплывать за секунду больше длины собственного тела. Но это не всегда так. Можно и быстрее, но для этого спортсмен должен не двигаться за волной, которую сам создает, а глиссировать на ее гребне. Владимир Буре один из первых кто сумел “оседлать” волну. Другими словами обогнал не только время, но и самого себя. (Турецкий, 2002 г.).

При проплывании дистанции с определенным результатом пловец затратит меньше энергии в том случае если будет плыть с равномерной скоростью.

Пример:

Пловец проплывает дистанцию 100 м за 100 сек. На преодоление каждого метра дистанции он затрачивает определенное количество энергии, которое мы обозначим буквой Е. Таким образом, он затратит Е 100 = 100 Е - сто условных единиц энергии. Предположим теперь, что этот же пловец проплывает 100 м за 100 сек, продвигаясь неравномерно: первые 60 м за 75 сек, а последующие 40 м - за 25 сек. Общий результат будет таким же - 100 сек, но расход энергии окажется иным. На первые 60 м пловец израсходует 0,8 2 х 60 = 38,4 условных единиц энергии, т.е. меньше чем тогда, когда он проплыл за 60 с. На последние 40 м пловец потратит 1,6 2 х 40 = 102, 4 Е (условных единиц). Общий расход энергии составляет 38,4 + 102, 4 = 140,8 условных единиц.

ПЛАВАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНОЙ ЧАСТЬЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА. В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ГОВОРИЛИ О НЕКУЛЬТУРНОМ ЧЕЛОВЕКЕ: «ОН НЕ УМЕЕТ НИ ПЛАВАТЬ, НИ ЧИТАТЬ». ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК, ПО ЗАКОНАМ ФИЗИКИ, В ТЕПЛОЙ И СПОКОЙНОЙ ВОДЕ УТОНУТЬ НЕ МОЖЕТ. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО БОЛЕЕ ЧЕМ НА 60% СОСТОИТ ИЗ ВОДЫ, А В ЛЕГКИХ НАХОДИТСЯ НЕСКОЛЬКО ЛИТРОВ ВОЗДУХА. СТОЯ ПО ГРУДЬ В ВОДЕ, НАБЕРИТЕ В ЛЕГКИЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ВОЗДУХА И ЛЯГТЕ НА ВОДУ. ПРИ ЭТОМ ВАШЕ ТЕЛО РАСПОЛОЖИТСЯ ВБЛИЗИ ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ. ЕСЛИ НАЧАТЬ ПОСТЕПЕННО ВЫПУСКАТЬ ВОЗДУХ ИЗ ЛЕГКИХ, ТЕЛО ТАКЖЕ БУДЕТ ПОСТЕПЕННО ПОГРУЖАТЬСЯ В ВОДУ. ПРОЯВИВ БОЛЬШУЮ СИЛУ ВОЛИ, МОЖНО ПРОДОЛЖАТЬ ВЫДОХ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ТЕЛО НЕ ОПУСТИТСЯ НА ДНО ВОДОЕМА. УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ТЕЛА НА ВДОХЕ У ПЛОВЦОВ-МУЖЧИН В СРЕДНЕМ РАВЕН 0, 98 Г/СМ, А У ЖЕНЩИН — 0, 96 Г/СМ 3 (ЧТО ОБЪЯСНЯЕТСЯ БОЛЬШИМ ОБЪЕМОМ ЖИРОВОЙ ТКАНИ В ТЕЛЕ ЖЕНЩИН). НА ВЫДОХЕ СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ УДЕЛЬНОГО ВЕСА БОЛЬШЕ: У МУЖЧИН 1, 06 Г/СМ 3 И У ЖЕНЩИН 1, 04 Г/СМ 3. НАПОМНИМ, ЧТО УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ПРЕСНОЙ ВОДЫ СОСТАВЛЯЕТ 1, 00 Г/СМ 3, И ЧТО ПОГРУЖЕННОЕ В ВОДУ ТЕЛО МОЖЕТ УТОНУТЬ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ЕГО УДЕЛЬНЫЙ ВЕС БОЛЬШЕ УДЕЛЬНОГО ВЕСА ВОДЫ. У ПЛЫВУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА ПЛАВУЧЕСТЬ ВЫШЕ, ЧЕМ У НЕПОДВИЖНОГО.

КИНЕМАТИКА ПЛАВАНИЯ: КРОЛЬ 1 -ВЫХОД ЛОКТЯ ЛЕВОЙ РУКИ ИЗ ВОДЫ; 2 — ВЫХОД ЛЕВОЙ КИСТИ ИЗ ВОДЫ; 3 - ПРОХОЖДЕНИЕ ЛОКТЯ ПРАВОЙ РУКИ МИМО ПЛЕЧА; 4 – МОМЕНТ ПОЛНОГО ПОГРУЖЕНИЯ ЛЕВОЙ РУКИ В ВОДУ; ВТОРОЙ ПОЛУЦИКЛ АНАЛОГИЧЕН ПЕРВОМУ, ОН НАЧИНАЕТСЯ С ВЫХОДА ЛОКТЯ ПРАВОЙ РУКИ ИЗ ВОДЫ (ПО Р. ХАЛЬЯНДУ) ШЕСТИУДАРНЫЙ КРОЛЬ ПРИМЕНЯЕТСЯ НА СПРИНТЕРСКИХ ДИСТАНЦИЯХ, А ДВУКРАТНЫЙ — НА СТАЙЕРСКИХ. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НАЧИНАЮТ С ШЕСТИУДАРНОГО ВАРИАНТА. ЗАДАЧИ: I фаза — как можно меньше терять скорость продвижения вперед, II фаза — начать увеличение скорости, III фаза — повысить скорость, IV фаза — как можно более поднять скорость. Выдох (при повороте головы вправо) осуществляется в III и IV фазах первого полуцикла, а вдох — в I и II фазах полуцикла.

КИНЕМАТИКА ПЛАВАНИЯ: БРАСС 1 – НАЧАЛО РАЗГИБАНИЯ В КОЛЕННЫХ СУСТАВАХ; 2 – МОМЕНТ ВЫПРЯМЛЕНИЯ НОГ В КОЛЕННЫХ СУСТАВАХ; 3 – ОКОНЧАНИЕ ДВИЖЕНИЯ КИСТЕЙ НАЗАД; 4 – НАЧАЛО РАЗГИБАНИЯ РУК В ЛОКТЕВЫХ СУСТАВАХ (ПО Р. ХАЛЬЯНДУ С СОАВТ.) ЗАДАЧИ: I ФАЗА — ПОВЫСИТЬ СКОРОСТЬ, II ФАЗА — КАК МОЖНО ВЫШЕ ПОДНЯТЬ СКОРОСТЬ, III ФАЗА — МИНИМИЗИРОВАТЬ ПАДЕНИЕ СКОРОСТИ, IV ФАЗА — КАК МОЖНО МЕНЬШЕ ТЕРЯТЬ СКОРОСТЬ. ВЫДОХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ВО II ФАЗЕ И НАЧАЛЕ III ФАЗЫ, А ВДОХ — В КОНЦЕ III ФАЗЫ И НАЧАЛЕ IV ФАЗЫ. С КОНЦА IV ФАЗЫ ДО НАЧАЛА II ФАЗЫ -ЗАДЕРЖКА ДЫХАНИЯ.

ДИНАМИКА ПЛАВАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНО-НАПРАВЛЕННЫЕ СИЛЫ: СИЛЫ ТЯЖЕСТИ; ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА; ПОДЪЕМНАЯ СИЛА. ГОРИЗОНТАЛЬНО-НАПРАВЛЕННЫЕ СИЛЫ — ПРОДВИГАЮЩАЯ СИЛА; СИЛА ЛОБОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ; СИЛА СОПРОТИВЛЕНИЯ ВИХРЕОБРАЗОВАНИЯ. (СОЗДАЕТСЯ РАЗНОСТЬ ДАВЛЕНИЙ, КОТОРОЕ КАК БЫ ОТСАСЫВАЮТ ТЕЛО НАЗАД). ВО ВРЕМЯ СКОЛЬЖЕНИЯ ОПУСКАНИЕ ГОЛОВЫ ПЛОВЦА ВНИЗ УВЕЛИЧИВАЕТ СОПРОТИВЛЕНИЕ НА 8 -12%, А ОТКЛОНЕНИЕ ЕЕ ОТ ОПТИМАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ВВЕРХ — НА 10 -20%; СИЛА ТРЕНИЯ О ВОДУ; СИЛА СОПРОТИВЛЕНИЯ ВОЛНООБРАЗОВАНИЯ; СИЛЫ ИНЕРЦИИ.

СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРИ ПЛАВАНИИ G - СИЛА ТЯЖЕСТИ; FТ - СИЛА ТЯГИ, СОЗДАВАЕМАЯ ДВИЖЕНИЯМИ ПЛОВЦА; FА - ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ (АРХИМЕДОВА) СИЛА; FИН — СИЛА ИНЕРЦИИ, ВОЗНИКАЮЩАЯ ПРИ УСКОРЕНИИ Н ТОРМОЖЕНИИ ТЕЛА ПЛОВЦА. FТР - СИЛА ТРЕНИЯ; FВ - СИЛА ЛОБОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ВОДЫ. FТВ - ТОРМОЗЯЩАЯ СИЛА ВИХРЕОБРАЗОВАНИЯ (И СИЛА ВОЛНООБРАЗОВАНИЯ, ДЕЙСТВУЮЩАЯ В ТОМ ЖЕ НАПРАВЛЕНИИ)

ВЕЛИЧИНА МИДЕЛЕВА (ЛОБОВОГО) СЕЧЕНИЯ ТЕЛА И ЗАВИХРЕНИЕ ВОДЯНЫХ СТРУЙ ПРИ РАЗНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ПЛОВЦА В ВОДЕ (ПО Л. П. МАКАРЕНКО; КАУНСИЛМЕНУ)

ТОПОГРАФИЯ РАБОТАЮЩИХ МЫШЦ ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРЕБКОВ РУКАМИ И НОГАМИ ВОЗМОЖНО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ТУЛОВИЩЕ ПЛОВЦА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДОСТАТОЧНО ЖЕСТКУЮ КОНСТРУКЦИЮ, КОТОРАЯ НАХОДИТСЯ В ОБТЕКАЕМОМ И УРАВНОВЕШЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ. ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ЭТО ЗА СЧЕТ НАПРЯЖЕНИЯ МЫШЦ ЖИВОТА И СПИНЫ. ОСТАЛЬНЫЕ ЖЕ МЫШЦЫ ТУЛОВИЩА ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАССЛАБЛЕНЫ. ПРИ ПЛАВАНИИ КРОЛЕМ НАИБОЛЕЕ АКТИВНЫ МЫШЦЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ СГИБАНИЕ КИСТИ. В БРАССЕ ВЫСОКА АКТИВНОСТЬ МЫШЦ НОГ.

ЭНЕРГЕТИКА ПЛАВАНИЯ СИЛЫ, ОТ КОТОРЫХ ЗАВИСИТ СОПРОТИВЛЕНИЕ ВОДЫ, ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫМИ ИЗ ТЕХ, ЧТО ПРИХОДИТСЯ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ПЛОВЦУ. ПОСКОЛЬКУ ПЛОТНОСТЬ ВОДЫ В 800 РАЗ БОЛЬШЕ ПЛОТНОСТИ ВОЗДУХА, ПЛАВАНИЕ ТРЕБУЕТ БОЛЬШИХ ЗАТРАТ ЭНЕРГИИ И ЯВЛЯЕТСЯ НАИМЕНЕЕ ЭКОНОМИЧНЫМ ВИДОМ ЛОКОМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА. КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ У ПЛОВЦОВ 1 -5%; ПРИ НАЗЕМНЫХ ЛОКОМОЦИЯХ ЧЕЛОВЕКА — 20 -40% ; У ЗЕЛЕНОЙ ЧЕРЕПАХИ, ФОРЕЛИ И ЗОЛОТОЙ РЫБКИ (10, 14 И 40%), У ЧЕЛОВЕКА В ЛАСТАХ ОКОЛО 17%. БРАСС (ПРИ СКОРОСТИ 0. 3 — 0. 5 М/С) ОКАЗЫВАЕТСЯ НА 30% БОЛЕЕ ЭКОНОМИЧЕН, ЧЕМ КРОЛЬ.

ОПТИМИЗАЦИЯ ПЛАВАНИЯ ОСНОВНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К ТЕХНИКЕ И ТАКТИКЕ ПЛОВЦА ЯВЛЯЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ МАКСИМИЗИРОВАТЬ СИЛУ ТЯГИ И МИНИМИЗИРОВАТЬ СУММУ ТОРМОЗЯЩИХ СИЛ. ВАЖНО ИСКЛЮЧИТЬ НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ ЭНЕРГИИ: УСТРАНИТЬ ЛИШНИЕ ДВИЖЕНИЯ; ВЫБРАТЬ ОПТИМАЛЬНЫЙ ТЕМП ДВИЖЕНИЙ; СНИЗИТЬ ВЕЛИЧИНЫ ТОРМОЗЯЩИХ СИЛ; УСТРАНИТЬ НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ МЫШЕЧНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ. В ПЛАВАНИИ, КАК НИ В ОДНОМ ДРУГОМ ВИДЕ СПОРТА, ВАЖНО УМЕНИЕ РАССЛАБЛЯТЬ ТЕ МЫШЦЫ, КОТОРЫЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ НЕ УЧАСТВУЮТ В ВЫПОЛНЕНИИ ПРОДВИГАЮЩЕЙ РАБОТЫ. ВЫНОС РУК ПО ВОЗДУХУ УМЕНЬШАЕТ ВРЕДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ВОДЫ, И ПОЗВОЛЯЕТ БОЛЕЕ БЫСТРО ЗАНЯТЬ ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ГРЕБКА, Т. Е. ПОВЫШАЕТ ТЕМП ПЛАВАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ. С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ВЫНОС РУК ПО ВОЗДУХУ УХУДШАЕТ ПЛАВУЧЕСТЬ ТЕЛА.

ЧЕМ МЕНЬШЕ УГОЛ АТАКИ, ТЕМ МЕНЬШЕ: МИДЕЛЬ ТЕЛА И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СИЛА ЛОБОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ; ПОВЕРХНОСТЬ ОТРЫВА СТРУЙ И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СИЛА СОПРОТИВЛЕНИЯ ВИХРЕОБРАЗОВАНИЯ. ПЛОВЕЦ ДОЛЖЕН ВЫБИРАТЬ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ПО ВОЗМОЖНОСТИ ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ И ВЫТЯНУТОЕ В НАПРАВЛЕНИИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ. ДЛЯ СНИЖЕНИЯ НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ ЭНЕРГИИ СЛЕДУЕТ УМЕНЬШАТЬ ВНУТРИЦИКЛОВЫЕ КОЛЕБАНИЯ СКОРОСТИ. В КРОЛЕ ОНИ МЕНЬШЕ, ЧЕМ В БРАССЕ. ЭТО ДОСТИГАЕТСЯ НЕПРЕРЫВНОЙ РАБОТОЙ НОГ КРОЛИСТА И ТЕМ, ЧТО ОДНА РУКА НАЧИНАЕТ ГРЕБОК ЗАХВАТОМ В ТОТ МОМЕНТ, КОГДА ДРУГАЯ РУКА ЕЩЕ НЕ ЗАВЕРШИЛА ОТТАЛКИВАНИЕ. ВСЕ СКАЗАННОЕ ОБЪЯСНЯЕТ, ПОЧЕМУ КРОЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ БОЛЕЕ СКОРОСТНЫМ СТИЛЕМ, ЧЕМ БРАСС. ПРИНЯТАЯ ПРИ ПЛАВАНИИ КРОЛЕМ КИНЕМАТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБЕСПЕЧИВАЕТ МЕНЬШИЕ ВЕЛИЧИНЫ СИЛ ЛОБОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ, СОПРОТИВЛЕНИЯ ВИХРЕОБРАЗОВАНИЯ И СИЛ ИНЕРЦИИ РАЗГОНЯЕМЫХ И ТОРМОЗИМЫХ ЗВЕНЬЕВ ТЕЛА.

Раздел «Техника плавания» поделен на четыре части: в первой выложены материалы, посвященные основам обучения плаванию. Они будут полезны спортсменам из других видов спорта, готовящихся к соревнованиям по летнему полиатлону. Методические пособия не могут полностью заменить консультацию опытного тренера, однако помогут избежать многих ошибок при подготовке к соревнованиям.

Во второй части освещены более сложные методы для совершенствования техники в переводе фильма «What’s the limit? Aleksandre Popov».

Во третьей части выложена литература, посвященная технике и методике обучения плаванию самых разных направлений: в вузах, для детей, в триатлоне.

Основы плавания

Техника плавания описана в избранных главах из книги И. Л. Гончара «Основы и особенности техники спортивного и прикладного плавания»:

Кроль на груди (вольный стиль)
Положение тела: тело занимает горизонтальное положение, голова опущена в воду, глаза открыты, взгляд направлен вперед — вниз. При плавании туловище поворачивается вдоль продольной оси тела до 30 и более градусов, сопровождая рабочую и подготовительную часть гребка руками.

Движения ногами: попеременные, встречные вверх — подготовительное движение и вниз — хлыстообразное, стопой от бедра — рабочее. Движения ног обеспечивают горизонтальное положение тела и создают определенное тяговое усилие, способствующее продвижению в воде.

Дыхание: осуществляется в тесном контакте с работой рук. Как правило, пловец в конце гребка рукой поворачивает голову в сторону и через рот производит энергичный вдох во время проноса руки, затем поворачивает голову вниз, а при гребке рукой выполняет выдох через рот и нос одновременно, что исключает возможность попадания воды в дыхательные пути. Вдох обычно выполняется пловцом под
«удобную руку» на 2 гребка руками, на 3 и более — в зависимости от решения поставленных задач.

Координация движений: при плавании кролем на груди различают согласование 6 ударов ногами с 2 гребками руками — шестиударный кроль, 4 ударов ногами с 2 гребками руками — четырехударный кроль, 2 ударов ногами с 2 гребками руками — двухударный кроль. Применение указанных сочетаний обусловлено как индивидуальными особенностями пловцов, так и решением поставленных задач на коротких, средних и длинных дистанциях.

Техника плавания кролем на груди (по Д.Е. Каунсилмену, 1982)
1 — одна рука, выпрямленная в локтевом суставе, начинает гребок. Другая, сгибаясь в локтевом суставе, выходит из воды локтем вверх, ноги выполняют попеременные «порхающие» движения вверх-вниз.

2 — рука, выполняющая гребок, сгибается в локтевом суставе. Локоть удерживается в высоком положении.

3 — рука, выполняющая гребок, сгибается в локтевом суставе до своего максимального угла и оказывается под грудью пловца. В этот момент рука, выполняющая подготовительное движение над водой, входит в воду впереди пловца на ширине его плеча.

4 — в то время, когда рука почти завершила гребок, голова поворачивается лицом в сторону для вдоха.

5 — во время выхода руки из воды выполняется вдох (через рот).


Ошибки при обучении способу плавания кроль на груди и способы их устранения

Ошибки Причины Последствия Как исправить
Основные ошибки в положении туловища и головы
Голова поднята высоко над водой Туловище прогнуто Высокое положение головы над водой, обусловленное боязнью опустить голову в воду или неумением правильно дышать Увеличивается миделево сечение. Возрастает лобовое сопротивление. Нарушается нужная координация, так как мышцы шеи плечевого пояса и спины сильно напряжены Плавание на одних ногах, с вытянутыми вперед руками и опущенной головой. Смотреть вниз или даже назад. При плавании кролем в полной координации взгляд фиксировать на ноги: смотреть вниз — назад. Обучаться дыханию
Туловище согнуто в тазобедренных суставах Чрезмерное напряжение мышц туловища Увеличивается сопротивление, вследствие неправильного положения бедер Упражнения в скольжении на груди со свободными движениями ног кролем
Туловище отклоняется влево и вправо (извивается — «рыскает») Неправильно выполняется фаза входа рук в воду Возрастает величина пути. Увеличивается общее сопротивление Закреплять двигательный навык на суше и в воде путем правильного выполнения упражнения
Голова сильно опущена в воду Слабый контроль за положением головы. Глаза закрыты Высокое положение таза, неэффективная работа ногами. Затрудняется дыхание. Возрастает сопротивление Плавать с поднятой головой в серии тренировочных заданий. Плавать с задержкой дыхания, при этом смотреть вперед
Сильные колебания туловища относительно продольной оси тела Неумение держать равновесие:

А) при повороте головы для вдоха сильный крен выполняет туловище;

Б) после погружения рук в воду кисти далеко заходят за среднюю линию тела, а локти проваливаются

Увеличивается сопротивление воды Плавать с высоко поднятой головой. Плавать с помощью движений ногами и одной руки, вытянутой вперед. Плавать с задержкой дыхания на вдохе, следить за выполнением начала гребка Начало гребка выполнять с приподнятыми локтями
Резкое движение головой для вдоха Несвоевременный поворот головыдля вдоха Сбои дыхания Выполнять тренировочные упражнения на общую согласованность движений в способе с дыханием
Огромный угол атаки туловища (плавание стоя) Не работают ноги Значительно возрастает сопротивление, снижается скорость плавания Формировать навык работы ногами
Колебания тела пловца в вертикальной плоскости Сильная «вертикальная составляющая» в движениях руками; отсутствие должного ритма движений Значительное увеличение сопротивления Тренировочные задания на постановку гребка, особенно положения локтя(одного из важнейших требований)
Ошибки в движениях руками
Ошибки при входе руки в воду Ошибки в подготовительной части движения. Слабая подвижность в плечевых суставах Колебания тела на уровне линии плеч. Ошибки в фазе захвата Тренировочные задания на суше. Плавание с помощью движений ногами и одной рукой, вторая рука вытянута вперед.
Слишком продолжительный захват Стремление пловцов качественнее выполнить захват Увеличение «вертикальной составляющей». Уменьшение силы тяги в гребковом движении Взять под контроль при выполнении упражнений, направленных на совершенствование техники движений руками
«Заваливание» локтя во время средней части гребка Ладонь как основная рабочая поверхность не выходит в оптимальное положение гребка. Уменьшается опора. Увеличиваются колебания тела Низкий уровень силовой подготовленности пловца Включить в тренировку силовые упражнения на суше и в воде. Взять под контроль эту часть движения при совершенствовании техники плавания
Укороченный гребок Низкий уровень силовой подготовленности пловца. Очень высокий темп движений Снижение скорости плавания Работать над качеством гребка
Гребок выполняется стороной Снижается эффективность гребка, руки быстро утомляются Упражняться в гребковых движениях по элементами в полной координации. При этом следить за тем, чтобы движения кисти были бы прямолинейными
Медленный гребок Недостаточное развитие мышц плечевого пояса и спины Слабая тяга. Низкая скорость Специальные упражнения развивать мышцы плечевого пояса. Плавать короткие отрезки с высокой скоростью
Отставание кисти во время гребка Не выполняется основное требование гребка: нет высокого положения локтя Снижается эффективность гребка, уменьшается тяговое усилие Выполнять специальные силовые упражнения. Обращать внимание при совершенствовании техники плавания
Рука «шлепается» при входе в воду Ошибки в подготовительной части движения «Смазывание» начала гребка Выполнять специальные упражнения на изучение и совершенствование подготовительной части гребка на суше и в воде
Пронос над водой прямой руки Результат неверного обучения или отсутствия всякого обучения Ошибки в гребке, особенно в его начальной части Выполнять специальные упражнения
Ноги бьют по поверхности воды Излишнее сгибание ног в коленных суставах. Отсутствует движение ногами «от бедра» Плавать с помощью движений прямыми ногами. Упражняться в плавании с доской в руках. Плавать кролем с высоко поднятой головой
Ноги выполняют движения слишком глубоко Вялые движения ногами Растет сопротивление. Снижается скорость плавания Выполнять специальные упражнения на движения ногами
Амплитуда движений слишком велика Результат неверного обучения Падает эффективность движений ногами Взять под контроль амплитуду движений в работе над техникой
Стопы слабо подвижны Ограничена подвижность в голеностопных суставах Падает эффективность движений ногами Работать над увеличением подвижности в голеностопных суставах
Нет движения от бедра Занимающийся не понял задачи Низкая скорость. Возможно появление стоп на поверхности и обилие брызг Больше работать прямыми ногами. Плавать с доской. Плавать с высоко поднятой головой
Во время вдоха прекращается работа ногами Двигательный навык не закреплен Нарушается передача количества движения с одного звена на другое. Возрастает сопротивление Больше плавать «на одних ногах», закреплять навык непрерывной работы ногами
Поздний вдох Нарушена согласованность движений рук и дыхания Лицо погружается в воду — затрудняется дыхание. Нарушается вход в воду и захват, т.е. начало гребка Упражняться в согласованности движений руками и дыхания. Следить за тем, чтобы вдох выполнялся вмомент, когда тело наклонено максимально на бок, это совпадает с выходом руки из воды и началом ее проноса по воздуху
Чрезмерное напряжение мышц рук и ног Недостаточная специальная подготовленность Быстрое утомление, уменьшение скорости плавания Выполнение многочисленных заданий, варьируя при этом напряжение мышц рук и мышц ног
Длинный наплыв после погружения руки в воду Чрезмерное увлечение наплывом при обучении Нарушение равномерности в продвижении, снижение темпа плавания Выполнять различные упражнения для согласованности движений руками

Совершенствование техники плавания

Перевод (субтитры) разделов фильма «What’s the limit? Aleksandre Popov», посвященных технике плавания:

  • принцип байдарочного весла и необходимые упражнения
  • принцип «Трех Р»: ритм, размах, расслабление
  • 12 особенностей стартов и поворотов Александра Попова
  • интервью с тренером Геннадием Турецким


Литература


Шейла Таормина, участница сборной команды США на четырех Олимпиадах, рассказывает о том, как сделать гребок наиболее эффективным. Подводные фотографии чемпионов по плаванию подтверждают ее теорию, а описания тренировочных упражнений позволяют применить новые познания на практике.


В этой книге представлены: материал, характеризующий разностороннее влияние плавания на организм человека; краткая история развития данного вида спорта и техника спортивных способов плавания; «идеал» элитного пловца (особенности его телосложения, силовая и функциональная подготовленность,уровень развития гибкости и др.); современные средства подготовки сильнейших пловцов (тренажерные устройства, специальные бассейны - гидротредбан, специальные приспособления для развития силы в воде, комплексы специальной гимнастики пловца), с помощью которых были воспитаны рекордсмены и чемпионы мира, олимпийские чемпионы - Галина Прозуменщикова, Марина Кошевая, Владимир Сальников, Александр Попов, Денис Панкратов, Евгений Садовый и другие известные российские пловцы.


В пособии обобщен материал организации процесса обучения плаванию и формирования навыка плавания. В пособии собрано более 700 упражнений для обучения технике плавания.


Учебное пособие написано в соответствии с новой программой по дисциплине «Плавание». Большое внимание уделено методике обучения и преподавания плавания, современно представлена теория обучения двигательным действиям. За основу приняты новые правила соревнований, утвержденные ФИНА, программа для ДЮСШ. Адресовано студентам факультетов физической культуры вузов, будет полезно учителям, тренерам, спортсменам.


Книга в основном ориентирована на подготовку к триатлону. Но будет интересна и в полиатлоне, т. к. в ней изложены принципы тренировки, их периодизация, правильное питание, наращивание выносливости, растяжка, восстановление, профилактика травм.

ПЛАВАНИЕ

1. Как называли в Древней Греции человека, который не умел читать и плавать?

Ответ: такого человека называли необразован­ным.

2. Что такое плавание?

Ответ: умение человека держаться на воде (ста­тическое плавание) и продвигаться в нужном на­правлении (динамическое плавание).

3. Кто из великих русских полководцев особоевнимание в подготовке войск к боевым действиямуделял плаванию?

Ответ: Александр Васильевич Суворов.

4. Когда в программу современных Олимпийских игр включили плавание стилем баттерфляй?

Ответ: в 1956 г. на Олимпиаде в Мельбурне (Ав­стралия).

5. Когда спортсмены нашей страны впервые завоевали золотую олимпийскую медаль в плавании?

Ответ: в 1964 г. на Олимпийских играх в Токио (Япония) 16-летняя школьница из г. завоевала первую золо­тую медаль в истории российского плавания, быст­рее всех преодолев 200 м брассом за 2 мин 46,4 с (олимпийский рекорд).

6. На какой олимпиаде в неофициальном командном зачете пловцы нашей страны сумели впервые стать призерами?

Ответ: на Олимпиаде в Мехико (Мексика) в 1968 г. наша команда пловцов в общекомандном зачете заняла третье место.

7. Был ли случай, когда на олимпийских играхнаши пловцы занимали весь пьедестал почета?

Ответ: в 1976 г. на Играх в Монреале (Канада) спортсменки Марина Кошевая, Марина Юрченя и Любовь Русанова выиграли золото, серебро и бронзу в соревнованиях на дистанции 200 м брас­сом.

Ответ: самыми удачными для наших пловцов стали Олимпийские игры в 1980 г. в Москве. Глав­ным героем соревнований по плаванию стал Влади­мир Сальников, впервые преодолевший дистанцию 1500 м вольным стилем быстрее 15 мин (его резуль­тат - 14 мин 58,27 с).

9. Кто из российских пловцов наиболее успешновыступал в последние годы?

Ответ: четырехкратный олимпийский чемпион из.

10. Какой способ спортивного плавания является самым быстрым?

Ответ: кроль на груди.

11. Какие виды включает в себя плавание какразновидность двигательной деятельности?

Ответ: спортивное, прикладное, синхронное, подводное, игровое плавание, прыжки в воду .

12. Какие основные силы действуют на пловцаво время плавания?

Ответ: сила тяжести (она направлена вниз и то­пит человека), сила давления воды (направлена вверх, это подъемная сила, которая согласно зако­ну Архимеда, равна весу вытесненной жидкости и приложена в центре ее тяжести), сила сопротивле­ния воды (препятствует продвижению пловца впе­ред), сила тяги (эту силу развивает пловец своими активными мышечными усилиями).

13. Из каких движений состоит полный циклв технике плавания кролем на груди?

Ответ: цикл включает два гребка руками (пра­вой и левой) и шесть ударных движений ногами (по три каждой ногой).

14. Как называется «народный» способ плавания, прообраз кроля на груди?

Ответ: плавание саженками.

15. Как называется основное движение в плавании, обеспечивающее продвижение пловца?

Ответ: гребок.

16. Какие существуют способы спортивного плавания?

Ответ: кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй (дельфин).

17. Какой из способов спортивного плавания самый бесшумный?

Ответ: брасс.

18. В какой момент у пловца при плавании брассом ноги должны начинать движение?

Ответ: сразу после завершения гребка руками.

19. Какие существуют способы старта в плавании?

Ответ: старт прыжком с тумбочки, старт толч­ком от стенки бассейна.

20. На какие фазы разделяют технику выполнения поворота в плавании?

Ответ: подплывание, собственно поворот, исход­ное положение перед отталкиванием, отталкива­ние, скольжение, первые гребковые движения.

21. Как выполняют поворот при плавании кролем на груди?

Ответ: кувырком вперед.

22. Что изучают в плавании прежде всего - технику способов плавания или технику выполненияповоротов?

Ответ: сначала осваивают способы плавания, а потом изучают выполнение поворотов.

23. С какой стороны лучше всего подплыватьк тонущему человеку, чтобы оказать ему помощь?

Ответ: лучше подплывать к тонущему сзади, это наиболее безопасно.

24. Какой захват тонущего человека наиболееопасен для спасателя и как от него освободиться?

Ответ: наиболее опасен захват спасателя тону­щим сзади за туловище и опущенные вниз руки, от такого захвата лучше всего освобождаться резким движением рук в стороны с одновременным глубо­ким погружением в воду.

Ответ: при температуре воды ниже +15 С (иск­лючение составляют пловцы, специально подготов­ленные к плаванию и закаливанию в холодной воде).

26. Что необходимо сделать прежде всего, еслиу спасенного из воды человека отсутствуют сознание, дыхание и пульс?

Ответ: прежде всего необходимо освободить же­лудок и дыхательные пути пострадавшего от воды, для этого надо положить его животом на свое коле­но и надавить ему на спину.

27. Как освободиться спасающему от захватовтонущего за руки спасателя?

Ответ: поворотом рук спасателя в стороны боль­ших пальцев рук утопающего.

28. Что сразу же должен сделать человек, неумеющий плавать, попав в воду?

Ответ: успокоиться, принять удобное для дыха­ния положение над водой, не делать быстрых ха­отичных движений, спокойно освободиться от обу­ви, одежды, позвать на помощь и постараться про­двигаться к берегу.

29. В какую сторону лучше всего выполнять упражнения при обучении плаванию в открытом водоеме ?

Ответ: в направлении берега.

30. Как можно устранить внезапно возникшуюсудорогу икроножной мышцы во время плавания?

Ответ: надо захватить руками пальцы стопы и потянуть их к себе несколько раз подряд, а затем помассировать икроножную мышцу.

31. Что необходимо сделать, прежде чем начатькупание в неизвестном водоеме?

Ответ: осмотреть место для купания (в т. ч. дно водоема) и убедиться, что купание будет безопас­ным.

32. Какой захват тонущего для его транспортировки спасателем является наиболее надежными безопасным?

Ответ: «морской захват», когда спасатель про­пускает свою руку под рукой тонущего и захваты­вает его вторую руку за предплечье или локоть, поворачивает пострадавшего на спину и транспор­тирует его на боку, выполняя плавательные движе­ния ногами и свободной рукой.

33. Может ли участник соревнований по спортивному плаванию переходить с одной дорожки надругую?

Ответ: нет, он должен плыть только по своей до­рожке, в противном случае он будет дисквалифи­цирован.

34. В каком случае старт в заплыве считаетсявыполненным правильно?

Ответ: если до команды «Марш!» или стартового выстрела все участники заплыва были неподвижны.

35. После какого по счету фальстарта судья-стартер может снять спортсмена с соревнований по
плаванию?

Ответ: после третьего фальстарта.

36. Сколько гребковых движений руками и ногами может выполнить пловец под водой сразу после старта или поворота?

Ответ: не больше одного гребкового движения руками и ногами.

37. Можно ли пловцу во время прохождениядистанции подтягиваться за какие-либо предметы(например, плавающие канаты, поручни, лестницыи т. п.)?

Ответ: пловцу запрещается во время преодоле­ния дистанции подтягиваться за какие-либо пред­меты.

38. Считается ли нарушением правил соревнований случайное касание пловцом каких-либо предметов?

Ответ: не считается.

39. Как определяют результат участника соревнований по плаванию?

Ответ: этот результат определяют по времени, прошедшему с момента подачи команды «Марш!» (или стартового выстрела) до касания пловца рукой бортика бассейна на финише.

40. Существуют ли какие-либо различия в правилах соревнований по разным способам спортивного плавания?

Ответ: такие различия существуют.

41. Разрешается ли спортсмену-пловцу во времяпрохождения дистанции отталкиваться от дна бассейна?

Ответ: не разрешается отталкиваться не только от дна бассейна, но и от любых других предметов.

42. Для какого способа плавания предусмотреноменьше всего ограничений в правилах соревнований?

Ответ: для плавания кролем.

СИЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРОДВИЖЕНИЕ ПЛОВЦА Забирай к себе на стену,почитаешь вечерком! Вопрос о том, какой закон лежит в основе продвижения человека в воде, до сегодняшнего дня не решен и является довольно спорным. Многие полагают, что теорема Бернулли, согласно которой продвижение обеспечивает создающая подъемную силу разница давлений на тыльную часть руки и ладонь. Эта разница в сочетании с давлением, действующим на руку, создает результирующую равнодействующую силу, продвигающую пловца, иначе говоря, силу тяги. Утверждению данной точки зрения во многом способствовали исследования Брауна и Каунсилмена, которыми был сделан вы¬вод, что гребок выполняется не строго назад, а и по диагонали. Не меньше, однако, оснований утверждать, что в основе продвижения пловца лежит третий закон Ньютона: действию всегда соответствует равное и противоположно направленное противодействие. Применительно к рассматриваемому явлению закон можно выразить следующей формулой: ускорение, которое пловец придает своему телу, пропорционально силе, с которой он отталкивает воду. Причем тот факт, что сила тяги преимущественно обеспечивается отталкиванием воды назад, а не ускоренным ее потоком у тыльной части руки, подтверждает существенное отличие этой силы при разном во время гребка сгибании руки в локтевом суставе. В противном случае его степень не имела бы столь существенного значения, как это есть в действительности. При диагональном движении руками пловец отталкивает воду назад. Кисть расположена под углом, большой палец расположен выше остальных, и именно это обеспечивает в основном отталкивание воды назад. Сила, направленная назад, вызывает, согласно третьему закону Ньютона, равную ей противодействующую силу, которая продвигает пловца. Таким образом, продвижение пловца объясняют и теорема Бернулли и закон Ньютона, однако закон Ньютона, по видимому, играет более значительную роль. Продвижение при плавании хорошо иллюстрирует принцип действия гребного винта лодочного двигателя. Хотя лопасти винта вращаются по круговой траектории, их изогнутая форма обеспечивает при прохождении воды от передних кромок к задним ее перемещение назад, а лодки - вперед. На рис. 1.9 четко видно, насколько подобны движения рук пловца и вращение лопастей гребного винта: в начальной части гребка, или, иначе говоря, при подтягивании, рука движется вовнутрь, вверх и назад, а в заключительной, или в фазе отталкивания - наружу, вверх и назад. Криволинейность траектории движения рук связана с обеспечением большей силы тяги при отталкивании медленно движущейся воды. Ускорив движение одних ее слоев, рука перемещается в еще не нарушенные слои и т.д. Такая траектория движений обеспечивает большую эффективность гребка и за счет увеличения его длины.



mob_info